Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:07, контрольная работа
Определение конфликтоуйстойчивости, являющейся одним из факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.
Так, К.Левин в своей «Теории
поля» убедительно доказал
К. Левин, Ф.. Перлз, В.Франкл, К.Роджерс, А. Маслоу и другие психологи, ориентированные на поиск средств повышения уровня социальной адаптированности, отказались от каузального подхода, поиска в поведении ответа на вопрос «почему?», при котором человек рассматривается как пассивная «пешка», управляемая силами среды, и сосредоточились на изучении взаимодействия активной личности и среды, поиске в поведении ответов на вопросы «что?» и «как?». Ответы на вопрос «почему?» обращают внимание в прошлое, а поиск ответов на вопросы «что?» и «как?» побуждает находить собственные ресурсы в настоящем, исходя из адекватного понимания целей разрешения конфликта.
Вопрос о психологических
детерминантах возникновения
Под деструктивным способом разрешения конфликта нами понимается вытеснение или псевдоразрешение конфликта, а также разрешение конфликтной ситуации при помощи неприемлемых с точки зрения моральных и правовых норм общества действий в отношении себя или других. В зависимости от степени устойчивости применения деструктивных способов можно говорить о конфликтности человека.
Вводя понятие «конфликтность», следует отметить, что существует
очень мало исследований, в которых упоминался
бы данный термин. В
некоторых из них под конфликтностью понимается
частота или
интенсивность конфликтов, наблюдаемых
у данной личности или в
данной группе. Причем в определенных
случаях конфликтность может
выступать как показатель позитивного
развития группы. Конфликтность
зависит от величины коллектива и можно
выделить факторы, влияющие
на уровень конфликтности. Это — объективные
характеристики
педагогической деятельности (содержание,
способ организации) и
психологические особенности личности
учителя, среди которых выделяют
функциональные, отражающие требования
в профессиональной
деятельности (они играют решающую роль
в возникновении конфликтов
между педагогами и учащимися), и нравственно-коммуникативные
особенности, отражающие требования в
межличностном общении (они
показывают наибольшее влияние на внутригрупповом
уровне).
Рассматривая конфликтность, следует отметить, что степень конфликтности выше во взаимодействии подчиненных с руководителями, чем во взаимодействии внутри коллектива. Конфликтность на горизонтальном уровне определяется нравственно-коммуникативными навыками, в то время как на вертикальном уровне повышается роль функциональных факторов. По мере возрастания степени взаимосвязанности совместной деятельности усиливается влияние профессионально-деловых качеств (функционального фактора) на конфликтность и уменьшается влияние нравственно-коммуникативных качеств.
В работе М.А.Разумовой (1995) конфликтность определяется как свойство личности, проявляющееся в потребности поиска конфликтных ситуаций, которое характеризует личность как неспособную принять точку зрения оппонента и найти конструктивное решение для избежания перерастания конфликтной ситуации в инцидент. Каждая личность характеризуется определенным уровнем конфликтности, причем уровень конфликтности может повыситься под влиянием неблагоприятных обстоятельств. Анализ операционализации конфликтности позволил нам выделить те признаки — когнитивные, эффективные, рефлексивные, поведенческие, — по которым можно судить о существовании конфликтности у данной личности и об особенностях ее проявления.
На когнитивном уровне — это искаженное восприятие ситуации, намерений других людей; неспособность выйти за пределы ситуации: недостаточный анализ ситуации, негативная оценка поведения оппонента.
На аффективном уровне — отсутствие контроля над своими эмоциями, низкое самообладание, нетерпимость к недостаткам. На рефлексивном уровне — неадекватная самооценка, предубеждение по отношению к другим людям, отсутствие критичности по отношению к своему поведению, пренебрежение последствиями своих поступков. На поведенческом уровне — негибкость поведения при достижении целей, импульсивность, агрессивность, доминантность и давление на оппонента, неумение планировать и корректировать свое поведение.
На основании такого подхода выделены следующие меры профилактики деструктивных конфликтов:
Когнитивные — адекватное распознавание ситуации, прогнозирование развития событий, умение отделить проблему от личности, самостоятельность и гибкость мышления, избавление от собственных иррациональных идей, избегание оценок и интерпретаций в решении ситуации, переосмысление проблемы, устранение «ложного видения» ситуаций, остроумие, осмысление конструктивных способов решения ситуации, расширение рамок видения ситуации, умение обнаруживать надситуативную проблемность. Учет когнитивных мер позволил установить два основных уровня решения ситуации. Первый уровень характеризуется установлением ситуативной проблемности в решаемой ситуации. Реализация решения на данном уровне создает необходимые предпосылки для реконструкции выполняемой деятельности.
Выявление надситуативной проблемности в процессе решения ситуации побуждает к более глубокому осознанию собственной личности как субъекта профессиональной деятельности и, прежде всего как «субъекта морали». Данный уровень характеризуется обнаружением субъектом тех своих отношений, которые негативно отражаются на конечных результатах его деятельности. Реализация этого уровня способствует возникновению конструктивной личностной позиции при решении ситуации, обеспечивает устойчивость включенности «Я» в этот процесс. По данным экспериментального исследования (М.М.Кашапов, 1989) можно отметить, что решения ситуаций «успешными» испытуемыми (18,1% от общей выборки) характеризовались прежде всего обнаружением надситуативной проблемности.
Нравственно-эмоциональные меры — это умение быть близким к своим чувствам, коррекция астенических чувств, близость к чувствам другого, предупреждение нарастания отрицательных эмоций, своевременное избавление от эмоционального «шлейфа», аутентичность, умение заинтересовать оппонента, чувство юмора, доброжелательность, умение преодолевать эмоциональное «облако», стрессоустойчивость, адекватная смена одного эмоционального состояния другим, конфликтоустойчивость.
Рефлексивные — объективация конфликт — осознание повода, причин, механизмов, стадий развития конфликта и степени своей причастности к возникновению конфликтного взаимодействия; умение разбираться в себе самом, например, ориентировка в нарушении границ собственного «Я», слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция; коррекция экстремальных целей, например, за любую цену быть любимым, устранение предвзятых отношений. К ситуации; самоконтроль конфликтогенных качеств, умение рационально работать со своими ожиданиями, например, конструктивная переработка собственного опыта, осознание необходимости избавления от утверждений - особенно важно освободиться от тех утверждений, за которые очень держишься; - умение принимать людей такими, какие они есть.
Организационно-волевые - конструирование ситуации в соответствии с собственными целями; структурирование ситуации в соответствии с социально позитивными целями; многоплановость поведения; координация усилий других людей по разрешению ситуации; настойчивость, целеустремленность; саморегуляция дистрессовых состояний; умение «держать паузу»; умение пойти на компромисс; способность управлять ситуацией, умение взять ситуацию под контроль.
Связующим звеном этих четырех мер является процесс осознания личностью переживаемых состояний и принятие на себя ответственности за происходящее в данной ситуации. Увидеть существующие взаимосвязи, осознать их и принять меры к своевременному воздействию часто означает оказать помощь человеку в его истинной жизненной потребности.
Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.
Конфликтность является
сложным, многоуровневым образованием,
детерминированным
Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.
В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.
Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий вид:
Соглашаясь с вышеуказанными авторами, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант конфликтности:
Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.
На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий взрослости, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.
В заключение следует сказать, что научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с «трудными» детьми и подростками.
Знание факторов конфликтности необходимо для развития у людей навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.