Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:29, лекция
В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:1. Структура конфликтов
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. структура конфликта понимается как совокупность
Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.
Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием).
Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.
Важно понять, что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.
Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:
Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.
Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:
1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.
2) вытеснение адекватного
* недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);
* возложение вины на врага
(враг ответственен за все
* негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);
*отождествление со злом (враг
воплощает противоположное
* представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);
* деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);
* отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).
3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.
4) переход от аргументов
к претензиям и личным выпадам.
5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.
6) применение насилия. Как
7) потеря первоначального
8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.
9) может иметь место увеличение числа участников.
Если вы захотите лучше представить себе внешнюю сторону конфликта, рекомендую вам воспользоваться теорией "симметричного схимогенеза" Г.Бейтсона.
Если же вас заинтересуют внутренние причины конфликта, обратитесь к теории эволюционной эпистемологии Г. Вольмера и К.Лоренца. Эта теория проводит интересные параллели между поведением человека в конфликте и поведением человека в момент угрозы вообще, такими свойствами человеческой психики как, например, тяга к неизвестному. По мере обострения конфликта, согласно этой теории, человек проходит все стадии онтогенеза, но только в обратном порядке.
Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.
Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.
Четвертый этап - возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.
На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.
В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.
Следующий этап - сбалансированное противодействие - стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается.
Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.
Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.
Фаза конфликта |
Этап конфликта |
Возможности разрешения конфликта (%) |
Начальная фаза |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации… |
92% |
эскалация |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
46% |
Пик конфликта |
Развитие открытого конфликта |
Менее 5% |
Фаза спада |
- |
Около 20% |
Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
-объект конфликта
-оппонент
-собственная позиция
-причины и непосредственный повод
-социальная среда
-вторичная рефлексия
-наиболее благоприятный
-наименее благоприятный
-что будет, если просто
Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в стратегии заложены
самые общие установки и
Односторонний выигрыш;
Односторонний проигрыш;
Взаимный проигрыш;
Взаимный выигрыш.
Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей. Такими стратегиями являются:
Выигрыш-проигрыш
Проигрыш-выигрыш
Проигрыш-проигрыш
Выигрыш-выигрыш
Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:
- личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент,
- информация, которой располагает субъект о себе и своем противнике. Когда человек получает первый конфликтный удар в свой адрес, огромное значение имеет приписываемое оппоненту намерение. Предугадывать чужое намерение может только человек. Это не свойственно ни одному животному. И в случае конфликта очень важно то намерение. Которое вы приписываете нападающему. Рассмотрим следующие ситуации: а) деликатный, всегда вежливый человек наступил вам на ногу; б) вам на ногу наступил человек, о котором вам известно, что ему наплевать на окружающих и на вас в частности. Предположим. Что оба наступили вам на ногу с одинаковой силой. Можно с огромной степенью достоверности предположить, что вторая ситуация вызовет у вас агрессивную реакцию, тогда как вежливому человеку вы простите его поведение.
- другие субъекты социального взаимодействия, находящиеся в зоне конфликта
- содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов
В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе. Вернемся к разговору о них:
Тип стратегии |
Стратегические цели |
Факторы стратегии |
Выигрыш-проигрыш |
Выигрыш за счет проигрыша оппонента |
Предмет конфликта; завышен образ конфликтной ситуации; поддержка конфликтанта в форме подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность |
Проигрыш-выигрыш |
Уход от конфликта, уступка оппоненту |
Предмет конфликта; занижен образ конфликтной ситуации; запугивание в форме угроз, блефа и т.п.; низкие волевые качества, личность конформистского типа |
Проигрыш-проигрыш |
Самопожертвование во имя гибели противника |
Предмет конфликта; неадекватен образ конфликтной ситуации; личность конфликтующих (природная или ситуативная агрессивность); отсутствия видения других вариантов решения проблем |
Выигрыш-выигрыш |
Достижение взаимовыгодных соглашений |
Предмет конфликта; адекватен образ конфликтной ситуации; наличие благоприятных условий для конструктивного разрешения проблемы |
Принципы профилактики конфликта:
Социально-психологические условия профилактики конфликта:
соблюдение баланса ролей...
соблюдение баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждый человек хочет быть независимым и делать то, что он хочет делать. Важно поддерживать баланс между этой внутренней независимостью и внешней зависимостью человека: а) разработка нормативных процедур, б) озвучивание всех социальных процессов (потому что), в) демонстрация собственной зависимости.
баланс взаимных услуг
баланс ущерба
сбалансированность самооценки и внешней оценки