Конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:29, лекция

Описание работы

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:1. Структура конфликтов
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. структура конфликта понимается как совокупность

Файлы: 1 файл

лекции Озо.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Степень искажения  конфликтной  ситуации  - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения,  например, в кратковременных   конфликтах.  Однако  исследования  социально-перспективных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что   искажения  в  восприятии  ситуации  способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

а) Искажение  конфликтной  ситуации  целом. В  конфликте искажено восприятие  не  только отдельных элементов  конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.

-Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.

-Происходит схематизация конфликтной  ситуации. Выделяются лишь некоторые  основные связи и отношения.

-Уменьшается перспектива восприятия  ситуации.  Предпочтение отдается принципу "здесь"  и  "теперь".  Последствия,  как правило, не просчитываются.

-Восприятие ситуации происходит  в полярных оценках - "белое  и черное". Полутона используются  редко.

-Происходит фильтрация информации  и интерпретация  в  том  русле, которое соответствует предубеждениям.

б) Искажение восприятия мотивов  поведения в конфликте.

 А. Собственная мотивация.  Как правило, себе приписываются  социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита   чести   и  достоинства,  защита  демократии, конституционного строя и т.д.) Собственные помыслы оцениваются как благородные,  цели  -  как возвышенные и поэтому достойные реализации. Оппонент закономерно приходит  к  выводу,  что  он прав.

 Б. Мотивы оппонента.  Оцениваются  как подлые и низменные (стремление к карьеризму,  обогащению,  подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной  очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в  оценке  мотивов.  "Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!". Далее следует подробный анализ  противоречащих  общепринятым  нормам стремлений его оппонента.

 в) Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция.  Обычно  фиксируется  нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

-Целевая составляющая рассматривается  в  русле  "Я  прав, поэтому  я должен победить!".

Операциональная составляющая может  восприниматься в  следующих вариантах:

я все делаю правильно;

я вынужден так делать;

по-другому в этой ситуации невозможно поступить;

он сам виноват, что мне приходится так действовать;

все так делают.

Б. Позиция оппонента.  Рассматривается  как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной  целью  оппонента,  которая может быть признана и одобрена, является "он должен уступить,  он должен проиграть".

Операциональная составляющая  воспринимается  в  следующих интерпретациях:

это подлые поступки, это удары  ниже пояса;

он делает только то, что мне  во вред;

он намеренно так поступает.

г) Искажение восприятия личностных качеств.

 А. Восприятие самого  себя.  Обычно выделяются положительные  привлекательные черты.  Они пропагандируются в среде окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания,  упоминания о любых сомнительны и невыгодных качества личности.  Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат "хорошие люди совершают хорошие поступки".

Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация отрицательных  качеств. Игнорируется положительное.

Интересна оценка устремлений  противоборствующей  стороны. Исследования показали,  что  только  12%  участников конфликта высказали мнение,  что противоположная сторона была  готова  к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству.

Таким образом,  искажение  восприятия  личности оппонента  проходит по формуле "образ врага" со всеми  свойственными  ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных так и  иллюзорных качеств.  Признаки того, что в вашем сознании сформировался образ врага,  признаки,  которые должны насторожить вас  и  заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии.  Последние три  свойства  особенно показательны.

Пытаясь определить собственную  степень искажения ситуации или искажение  ее  оппонентом, вы можете опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:

* Состояние стресса  обычно сужает и затрудняет  мышление, упрощает восприятие.

* Высокий уровень   негативных  эмоций  ведет  к  резкому искажению

* Чем ниже уровень  информированности  участников  друг  о друге, тем больше человек достраивает ее,  опираясь на созданный уже образ врага.

* Личности с низким  когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.

* Неумение  предвидеть  последствия  приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов

* Увеличение значимости  мотивов и потребностей,  затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения.

* Доминирование в сознании оппонента "агрессивной концепции среды" предопределяет ошибочное восприятие конфликта.

* Негативная  установка   на оппонента, сформировавшаяся  в доконфликтной фазе, способствует искажению.

* Ограниченность  во  времени, ускоренное протекание  конфликта искажает воспрятие.

Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик  люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние  половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

  1. Функции конфликта

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может  быть  сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

 В конфликтах могут быть  заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

     * Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

     * Конфликт высвечивает  нерешенные проблемы. Межличностные  конфликты в  организациях  почти  в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности,  чем  отрицательно.

     * Конфликт проявляет  общественное мнение.

     * Конфликт иногда  способствует созданию новых,  более благоприятных условий  деятельности человека.

     * Конфликт  может   выполнять  функцию сплочения группы (и даже целого народа).

     * В  научных коллективах  конфликты создают интеллектуально-эмоциональную  напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

     * Завершение  конфликта   часто  сопровождается повышением  дисциплины работников,  ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

     Деструктивные функции:

·      Конфликт  всегда  сопровождается  временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

·      Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

·      Частые конфликты ведут к снижению  групповой  сплоченности.

·      Иногда ухудшается качество совместной  деятельности  во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того,  кто,  с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

  1. Периоды и этапы в развитии конфликта

Любой конфликт имеет временные  границы - начало и окончание конфликта.

Начало конфликта  характеризуется  возникновением  первых актов противодействия.

Конфликт считается  начавшимся  в  случае совпадения трех условий:

* один  участник  сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

* второй участник осознает, что  указанные действия направлены  против его интересов;

* второй  участник  в связи   с этим предпринимает активные  действия по отношению к первому участнику.

Таким образом, народная мудрость,  говорящая о  том,  что спорят всегда  двое, вполне справедлива,  и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

Окончание конфликта  -  прекращение  действий друг против друга.

В динамике  конфликта  можно  выделить следующие периоды и  этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между  субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

Информация о работе Конфликтология