Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта в повседневном общении.
Задачи работы:
• рассмотреть понятие конфликта;
• рассмотреть причины и функции конфликтов;
Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Особенности конфликтов в повседневном общении 4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………….. 4
1.2. Функции конфликтов ………………. 6
1.3. Причины конфликтов………………………………. 8
1.4. Пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении…
9
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении….. 11
2.1. Описание и картография конфликта……………………………... 11
2.2. Анализ карты конфликта…………………………………………. 12
2.3. Анализ реальной конфликтной ситуации 13
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы…………………………………………… 16
2.2. Карта анализа конфликта
Родители |
Я, дочь | ||
1. |
Предмет конфликта |
Столкновение по поводу разных точек зрения на мои желания и мой круга общения | |
2. |
Интересы |
Оградить ребенка от нежелательного общения |
Получить возможность |
3. |
Социальная сила (позиция, статус) |
Социальный статус (Родители) Позиция – непосредственный участник конфликта |
Социальный статус (дочь) Позиция – непосредственный участник конфликта |
4. |
Цели |
Оградить ребенка от нежелательного общения |
Желание иметь возможность |
5. |
Задачи |
Объяснить правоту своей точки зрения |
Доказать свою правоту |
6. |
Группа поддержки |
Нет групп поддержки | |
7. |
Средства (финансовые, властные и т.д.) |
Эмоциональные средства |
Эмоциональные средства |
8. |
Желательный минимум |
Не разрешить пойти дочери в ночной клуб отмечать день рождения подруги |
Возможность пойти на день рождения подруги |
9. |
Желательный максимум |
Оградить ребенка от компании, которая им не нравится |
Добиться доверия со стороны родителей |
10. |
Потери (экономические, социальные, здоровье и т.д.) |
Ухудшения психологического климата в отношениях с ребенком, затраты энергии, времени и сил |
Ухудшение отношений с родителями, подруга обиделась и перестала общаться |
11. |
Приобретения |
Опыт поведения в конфликтной ситуации |
Опыт поведения в конфликтной ситуации |
12. |
Стереотипы поведения и (указать конфликтогены, стиль поведения в конфликтной ситуации и др.) |
Конфликтоген: стремление к превосходству
Стиль поведения в конфликтной ситуации: Принуждение |
Конфликтоген: эгоизм
Стиль поведения в конфликтной ситуации: Приспособление |
13. |
Факторы, влияющие на образ конфликтной ситуации |
Ситуационный фактор |
Ситуационный фактор |
2.3. Анализ реальной конфликтной ситуации
Стадии конфликтной ситуации
1. Предконфликтная стадия
Моя подруга пригласила меня отметить свое день рождение в ночном клубе.
Родители не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе, т.к. переживают за меня и им не очень нравится моя компания.
У нас возникло противоречие по поводу несовместимых точек зрения по поводу моих желаний и моего круга общения.
Родители переживают за меня и им не очень нравится моя компания.
Конфликт разворачивался в сфере личных отношений, сфера конфликтной ситуации – семья.
Родители не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе.
В конфликтной ситуации определились позиции, родители – судьи, я – жертва.
2. Стадия – конфликт
Из-за этого у нас с родителями возник спор по поводу доверия ко мне.
Конфликт проявился на эмоциональном и поведенческом уровнях и носил в большей мере деструктивный характер, проявилась ярко выраженная оппозиция, предмет конфликта - спор по поводу разных точек зрения на мои желания и мой круга общения.
Масштаб конфликтной ситуации – внутри семьи, границы конфликтной ситуации – между родителями и ребенком.
3. Постконфликтная стадия
Меня наказали и посадили под домашний арест.
На данном этапе остался неизменным предмет конфликта, и частично изменились отношения между конфликтующими сторонами.
Этап «последствия конфликта»
Я не смогла пойти на день рождения моей подруги и подруга обиделась. В итоге подруга перестала со мной общаться.
Причины конфликта:
Объективные причины конфликта:
Родители не позволяют пойти мне отмечать
день рождения подруги в ночном клубе.
Субъективные причины конфликта:
Родители не позволяют пойти мне отмечать
день рождения подруги в ночном клубе,
т.к. переживают за меня и им не очень нравится
моя компания. Из-за этого у нас с родителями
возник спор по поводу доверия ко мне.
Меня наказали и посадили под домашний
арест. Я не смогла пойти на день рождения
моей подруги и подруга обиделась. В итоге
подруга перестала со мной общаться.
Степень конструктивности каждой из сторон конфликта
Родители и дочь – обладают деструктивным поведением в конфликтной ситуации, т.к. ведут себя с преобладанием позиции доминирования, эмоционального реагирования.
Затухание конфликта
Конфликт
в большей степени носил
Пути и способы решения
Необходимо было добиться достижения согласия в форме компромисса, т.е. провести коммуникативный процесс, в котором принили бы участие все заинтересованные стороны, субъекты взаимодействия.
Тем самым удалось бы избежать деструктивный характер конфликтной ситуации.
Заключение
Сегодня
конфликты — повседневная реальность.
Для эффективного решения возникающих
проблем каждому человеку необходимо
усвоить необходимый уровень
теоретических знаний и практических
навыков поведения в
Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество. [3]
Гипотеза о том, что для конструктивного разрешения конфликтной ситуации в повседневном общении в большей степени оказывает влияние такой стиль поведения как «компромисс», а в меньшей степени – принуждение, подтвердилась.
Как мы видим из анализа конфликтной ситуации, участник 1 использовал стиль поведения «принуждение», пытался заставить принять свою точку зрения, т.е. участник 1 агрессивно вел себя в конфликтной ситуации. В результате этих действий участника 1 противоречие не разрешилось, что не удовлетворило интересы участника 2 .Участник 2 использовал стиль поведения «приспособление», т.к. пытался приспособиться к конфликту.
Из чего мы видим, что для конструктивного
разрешения конфликтной ситуации в
повседневном общении в меньшей
степени оказывает влияние
В учебной литературе выделяют следующие стили поведения в конфликте: уклонение, принуждение, сглаживание, компромисс и решение проблемы. Выбор стратегии компромисса – оптимальный путь к ликвидации противоречий в повседневном общении. Компромисс — один из самых распространенных стилей конфликтного поведения в повседневном общении. Нередко компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его.
Список используемой литературы
1 Сорокина Н.Д. Конфликтология: конспект лекций, тема 3.
2 Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д, 2007.
3 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, 3-е изд. М., 2008.
4 Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. Изд. 3-е, перераб. – М.,2009.
5 Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д, 2007.
6 Сорокина Н.Д. Конфликтология: конспект лекций, тема 3.
7 Сорокина Н.Д. Конфликты в организациях: особенности проявления и способы управления // Введение в специальность «Менеджер по управлению персоналом»: учеб. Пособие /И.С. Болотин, С.И. Басалай, В.П. Буров, А.А. Михайлов, Н.А. Тимошкина, Н.В. Оплетина, Е.М. Токарева, Н.Д. Сорокина; под общей и научной редакцией И.С. Болотина. – М.: МАТИ, 2008. С. 102-118.
8 http://www.psychologos.ru – Психологос Энциклопедия практической психологии
9 Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – М.:Юрайт-Издат,2007.