Конфликт в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта в повседневном общении.
Задачи работы:
• рассмотреть понятие конфликта;
• рассмотреть причины и функции конфликтов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Особенности конфликтов в повседневном общении 4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………….. 4
1.2. Функции конфликтов ………………. 6
1.3. Причины конфликтов………………………………. 8
1.4. Пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении…
9
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении….. 11
2.1. Описание и картография конфликта……………………………... 11
2.2. Анализ карты конфликта…………………………………………. 12
2.3. Анализ реальной конфликтной ситуации 13
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы…………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

Kursovaja._Tjabusina_A.V.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2.2. Карта анализа конфликта

 

   

Родители

Я, дочь

1.

Предмет конфликта

Столкновение по поводу разных точек зрения на  мои желания и мой круга общения

2.

Интересы

Оградить ребенка от нежелательного  общения

Получить возможность самостоятельно выбирать друзей

3.

Социальная сила (позиция, статус)

Социальный статус

(Родители)

Позиция – непосредственный участник конфликта

Социальный статус

(дочь)

Позиция – 

непосредственный участник конфликта

4.

Цели

Оградить ребенка от нежелательного  общения

Желание иметь возможность самостоятельно выбирать друзей

5.

Задачи

Объяснить правоту своей точки  зрения

Доказать свою правоту

6.

Группа поддержки

Нет групп поддержки

7.

Средства (финансовые, властные и т.д.)

Эмоциональные средства

Эмоциональные средства

8.

Желательный минимум

Не разрешить пойти дочери в  ночной клуб отмечать день рождения подруги

Возможность пойти на день рождения подруги

9.

Желательный максимум

Оградить ребенка от компании, которая  им не нравится

Добиться доверия со стороны родителей

10.

Потери (экономические, социальные, здоровье и т.д.)

Ухудшения психологического климата  в отношениях с ребенком, затраты  энергии, времени и сил

Ухудшение отношений с родителями, подруга обиделась и  перестала  общаться

11.

Приобретения

Опыт поведения в конфликтной  ситуации

Опыт поведения в конфликтной  ситуации

12.

Стереотипы поведения и мышления

(указать конфликтогены,  стиль поведения в конфликтной  ситуации и др.)

Конфликтоген: стремление к превосходству

 

Стиль поведения в конфликтной  ситуации:

Принуждение

Конфликтоген: эгоизм

 

Стиль поведения в конфликтной  ситуации:

Приспособление

13.

Факторы, влияющие на образ конфликтной  ситуации

Ситуационный фактор

Ситуационный фактор


 

2.3. Анализ реальной конфликтной ситуации

 

Стадии  конфликтной ситуации

1. Предконфликтная стадия

  • Этап «зарождение конфликта»

Моя подруга  пригласила меня отметить свое день рождение в ночном клубе.

Родители  не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе, т.к. переживают за меня и им не очень  нравится моя компания.

У нас  возникло противоречие по поводу несовместимых  точек зрения по поводу моих желаний  и моего круга общения.

  • Этап «созревание конфликта»

Родители  переживают за меня и им не очень  нравится моя компания.

Конфликт  разворачивался в сфере личных отношений, сфера конфликтной ситуации –  семья.

  • Этап «инцидент»

Родители  не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе.

В конфликтной  ситуации определились позиции, родители – судьи, я – жертва.

2. Стадия – конфликт

Из-за этого  у нас с родителями возник спор по поводу доверия ко мне.

Конфликт  проявился на эмоциональном и  поведенческом уровнях и носил  в большей мере деструктивный  характер, проявилась ярко выраженная оппозиция, предмет конфликта - спор по поводу разных точек зрения на  мои желания и мой круга общения.

Масштаб конфликтной  ситуации – внутри семьи, границы  конфликтной ситуации – между  родителями и ребенком.

 

 

3. Постконфликтная стадия

  • Этап «развития конфликта»

Меня наказали и посадили под домашний арест.

На данном этапе остался неизменным предмет  конфликта,  и частично изменились отношения между конфликтующими сторонами.

Этап «последствия конфликта»

Я не смогла пойти на день рождения моей подруги  и подруга обиделась. В итоге  подруга перестала со мной общаться.  

Причины конфликта:

Объективные причины конфликта: 
Родители не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе. 
   Субъективные причины конфликта: 
Родители не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе, т.к. переживают за меня и им не очень нравится моя компания. Из-за этого у нас с родителями возник спор по поводу доверия ко мне. Меня наказали и посадили под домашний арест. Я не смогла пойти на день рождения моей подруги и подруга обиделась. В итоге подруга перестала со мной общаться.

Степень конструктивности каждой из сторон конфликта

Родители  и дочь – обладают деструктивным  поведением в конфликтной ситуации, т.к. ведут себя с преобладанием  позиции доминирования, эмоционального реагирования.

Затухание конфликта

Конфликт  в большей степени носил деструктивный  характер, поэтому формой завершения конфликта было затухание, так как  произошло временное прекращение  противодействия при сохранении основных признаков конфликта (противоречия и напряженных отношений).

Пути и способы решения проблемы, лежащей в основе конфликтной  ситуации:

Необходимо было добиться достижения согласия в форме компромисса, т.е. провести коммуникативный процесс, в котором принили бы участие  все заинтересованные стороны, субъекты взаимодействия.

Тем самым удалось бы избежать деструктивный  характер конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня конфликты — повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих  проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень  теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных  ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения  конфликтов. Любой конфликт, как негативный, так и позитивный, может и должен быть решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.

Во многих ситуациях стиль компромисса  позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда  одна из сторон имеет явное преимущество. [3]

Гипотеза  о том, что для конструктивного разрешения конфликтной ситуации в повседневном общении в большей степени оказывает влияние такой стиль поведения как «компромисс», а в меньшей степени – принуждение, подтвердилась.

Как мы видим из анализа конфликтной  ситуации, участник 1 использовал стиль  поведения «принуждение», пытался  заставить принять свою точку  зрения, т.е. участник 1 агрессивно вел  себя в конфликтной ситуации. В результате этих действий участника 1 противоречие не разрешилось, что не удовлетворило интересы участника 2 .Участник 2 использовал стиль поведения «приспособление», т.к. пытался приспособиться к конфликту.

 

Из чего мы видим, что для конструктивного  разрешения конфликтной ситуации в  повседневном общении в меньшей  степени оказывает влияние такой  стиль поведения как – принуждение, а в большей степени – «компромисс» так как в случае использования  такого метода, участники могли бы избежать возникновения конфликтной ситуации, если бы участник 1 – обговорил заранее время возвращения из клуба, в то время как участник 2 – оставил бы телефон подруги и адрес клуба.

 

В учебной  литературе выделяют следующие стили  поведения в конфликте: уклонение, принуждение, сглаживание, компромисс и решение проблемы. Выбор стратегии компромисса – оптимальный путь к ликвидации противоречий в повседневном общении. Компромисс — один из самых распространенных стилей конфликтного поведения в повседневном общении. Нередко компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, 3-е изд. М., 2008.
  2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. Изд. 3-е, перераб. – М.,2009.
  3. Кнышнова Е. Н. Менеджмент. М. - : ФОРУМ, 2005.
  4. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д, 2007.
  5. Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – М.:Юрайт-Издат,2007.
  6. Под научной редакцией И.С. Болотина. Словарь терминов по управлению персоналом.  М.: МАТИ, 2009.
  7. Слабов С.С. Основы менеджмента: Курс лекций. – М.:Издат-во МГУ, 2004.
  8. Сорокина Н.Д. Конфликты в организациях: особенности проявления и способы управления // Введение в специальность «Менеджер по управлению персоналом»: учеб. Пособие /И.С. Болотин, С.И. Басалай, В.П. Буров, А.А. Михайлов, Н.А. Тимошкина, Н.В. Оплетина, Е.М. Токарева, Н.Д. Сорокина; под общей и научной редакцией И.С. Болотина. – М.: МАТИ, 2008. С. 102-118.
  9. Сорокина Н.Д. Конфликтология: конспект лекций, тема 3.
  10. http://www.psychologos.ru – Психологос Энциклопедия практической психологии

 

 

1 Сорокина Н.Д. Конфликтология: конспект лекций, тема 3.

2 Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д, 2007.

3 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, 3-е изд. М., 2008.

4 Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. Изд. 3-е, перераб. – М.,2009.

5 Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д, 2007.

6 Сорокина Н.Д. Конфликтология: конспект лекций, тема 3.

7 Сорокина Н.Д. Конфликты в организациях: особенности проявления и способы управления // Введение в специальность «Менеджер по управлению персоналом»: учеб. Пособие /И.С. Болотин, С.И. Басалай, В.П. Буров, А.А. Михайлов, Н.А. Тимошкина, Н.В. Оплетина, Е.М. Токарева, Н.Д. Сорокина; под общей и научной редакцией И.С. Болотина. – М.: МАТИ, 2008. С. 102-118.

8 http://www.psychologos.ru – Психологос Энциклопедия практической психологии

9 Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – М.:Юрайт-Издат,2007.




Информация о работе Конфликт в повседневной жизни