Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:20, реферат
Общение в организационном контексте включает в себя все разнообразие взаимодействий между сотрудниками. Общение необходимо для контроля, планирования, принятия решения, координации, осуществления эффективного лидерства, обучения и выполнения многих других функций менеджмента.
Как же соотносятся общение и деятельность? В ходе общения раскрываются отношения «субъект — субъект», т.е. межличностные отношения сотрудников. В процессе же деятельности на первый план выступают отношения «субъект — объект», т.е. преобразующие воздействия человека, направленные на предметный мир. Деятельность включает в себя операции, действия и движения, общение же связано с поступками и отношениями людей друг к другу.
Введение
1. Понятие коммуникаций
2. Нисходящие коммуникации
3. Восходящие коммуникации
4. Горизонтальные коммуникации
5. Типы коммуникационных сетей
Заключение
Список использованной литературы
Организационные структуры,
как правило, затрудняют функционирование
горизонтальных потоков информации
между индивидами различных подразделений.
Предполагается, что сообщения движутся
по ступеням иерархии до общего для
обоих подразделений
5. Типы коммуникационных сетей.
Сеть общения оказывает
В ранних исследованиях организационного общения акцент ставился на сравнении централизованных и децентрализованных сетей.
Централизованная сеть — это сеть, в которой общение среди членов группы ограничено несколькими каналами, и основной поток информации проходит через ключевую позицию в сети (рис.3).
Рис.3. Примеры централизованных сетей общения
В таких сетях лицо, занимающее
центральное положение в
В децентрализованной сети для всех
членов группы доступно большее количество
информационных каналов, и никто
не имеет преимущественного
Рис.4. Примеры децентрализованных сетей общения
Перекрестно-кольцевая сеть общения является наиболее децентрализованной, потому что позволяет каждому члену группы непосредственно общаться со всеми остальными сотрудниками. В децентрализованных сетях ответственность за принятие решений в значительной мере распределена между членами группы. Количество обменов сообщениями будет большим, а члены группы будут испытывать большую удовлетворенность как общением, так и выполняемой деятельностью.
Эффективность различных сетей
зависит от характера выполняемой
деятельности. Централизованные сети
обеспечивают быстрый обмен сообщениями
с меньшим количеством ошибок
в простых, структурированных задачах,
имеющих однозначное правильное
решение, которое может быть найдено
систематическим анализом доступной
информации и использованием наличного
опыта. В ситуациях со сложными неструктурированными
задачами и множеством возможных
решений лучше справляются
Организационное общение
и коммуникативные сети интенсивно
исследовались как в
В полевых условиях исследователи пытались выделить группы работников (например, клики или коалиции), наиболее часто и регулярно вступающих в общение друг с другом, а также определить роли отдельных индивидов в организационном общении, например, «звезд», «изгоев» или «проводников слухов». При этом основным показателем оказывалась частота взаимодействий в диадах. Выявленная в результате такого исследования структура организационного общения накладывается на формальную организационную структуру, позволяя сравнить, насколько реальная коммуникативная сеть совпадает с формальной. Кроме того, сеть организационного общения может быть сопоставлена с системой должностных полномочий, выполнением производственных задач, системой неформальных отношений и т. д. Использование компьютерных методов анализа значительно расширило перспективы этих исследований.
В одном из полевых исследований сравнивались коммуникативные сети в производственном и исследовательском подразделениях одной крупной корпорации. Задача исследовательского подразделения заключалась в разработке и оценке нового технологического оборудования с широким диапазоном применения. Производственное подразделение занималось выпуском серийной продукции. Как и ожидалось, исходя из сложного, неструктурированного характера выполняемой деятельности, исследовательское подразделение имело децентрализованную и значительно более разветвленную сеть общения, охватывавшую практически все подразделения корпорации и даже специалистов из университетов и других компаний. При этом общение чаще всего не регламентировалось руководством подразделения, а носило непосредственный характер. Эти контакты были важными источниками новой информации и оригинальных идей. Производственное подразделение имело более централизованную и менее развитую коммуникативную сеть с другими подразделениями, четко ограниченную конкретными производственными задачами (поставки, маркетинг, сбыт и т. д.). При этом практически все внешние каналы связи проходили через руководителя подразделения. [3]
Заключение
Таким образом, коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.
В системе организационного
общения различают несколько
потоков – восходящий, нисходящий
и горизонтальный. Каждый из них
выполняет специфическую
Коммуникативный поток, движущийся от верхнего уровня в группе или в организации к более низкому уровню, является нисходящим.
Информация, которая движется от более низкого уровня к более высокому, называется восходящим потоком.
Когда общение происходит среди членов одной и той же группы, среди руководителей или персонала одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным.
Список использованной литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – Издатель: «Аспект Пресс», 2007.
2. Гулевич О. А. Психология коммуникации. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.— 384 с.
3. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
4. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
5. Суходольский Г. В. Организационная психология. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. – 256 с.