Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в
себя как психологию, так и юриспруденцию.
Предметом юридической психологии является изучение пси-
хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в
среде действия права.
Общей задачей юридической психологии является научный
синтез юридических психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Файлы: 1 файл

лекции по юридической психологии.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

- стремление ускорить  затянувшееся расследование;

- добросовестное заблуждение  в своей виновности.

Многие из названных мотивов  очень часто являются и побудительными причинами оговора. Хотя встречаются  и такие, как месть, зависть, стремление «разделить» ответственность или  переложить ее на других, скрыть подлинных  преступников.

В значительной степени возникновению  рассмотренных нами выше отрицательных  мотивов способствуют факторы, которые  носят субъективный и объективный  характер.

К субъективным факторам относятся: отрицательная направленность личности, низкий моральный и культурный уровень; низменные чувства; такие черты  характера как эгоизм, корыстолюбие, безволие и т.д.; правовая неосведомленность; чувство страха и т.д. Эти факторы  притупляют память, угнетающе действуют  на всю психику, на интеллектуальную деятельность, снижают волю, препятствуют правильной оценке обстановки, увеличивают  внушаемость.

К объективным факторам, содействующим возникновению ложных показаний, следует отнести: воздействие  на обвиняемого со стороны заинтересованных лиц; неблагоприятную процессуальную обстановку. Которая возникает в  случае нарушения процессуальных норм, отступления от установленного законом порядка расследования ибо даже самое незначительное нарушение этого порядка может породить превратное представление у допрашиваемых.

Чтобы свести психологическую  опасность самооговора или оговора  к минимуму, допрашиваемый должен знать свои права, полномочия следователя, быть уверенным в строгом соблюдении законности, в то же время ясно представляя  себе все отрицательные последствия  ложных показаний.

Следователь должен не только воздействовать на характер и содержание эмоций допрашиваемого (пробуждая и  нейтрализуя отрицательные) но и  регулировать их накал.

Так, если возбуждение дезорганизует  ход психических процессов допрашиваемого, угрожает правильному поведению, то нужно разрядить атмосферу допроса, снять напряжение, отвлечь допрашиваемого, вести допрос в более спокойном  русле.

Если же допрашиваемый  спокоен, самоуверен, замкнут, то целесообразно  сменить его состояние на более  эмоциональное через психологическую  вспышку или взрыв. Однако добиваться этого нужно не с помощью психологического насилия, а путем проникновения  во внутренний мир допрашиваемого, пробуждением воспоминаний об эмоционально-значимых событиях его жизни.

Обращение к чувствам допрашиваемого, как показывает практика, зачастую приводит к тому, что допрашиваемый  начинает давать правдивые показания  даже в тех случаях, когда использование  при допросе веских  доказательств  не дает положительных результатов.

Очень важно, чтобы следователь  при допросе подозреваемых и  обвиняемых научился диагностировать  ложные показания, в частности по мимическим реакциям человека, его  жестам, голосу и т.д. Так специалисты  в области психологии общения  установили, что существует целая  группа невербальных сигналов, которые  сопровождают речь человека при обмане. Это например, такие жесты: прикрытие ладонью рта, потирание кончика носа, хлопок ладонью по лбу, потирание затылка с одновременным отводом взгляда в сторону. Установлено, что когда человек лжет, то он смотрит на своего собеседника меньше 1/3 времени разговора. Наоборот, если ваш собеседник больше 2/3 времени в процессе разговора смотрит вам в глаза, то он искренен. Ложь может сопровождаться и другими реакциями: покраснение кожи лица, выступание испарины на лбу, потеют руки и т.п. В той связи в процессе допроса следователь должен внимательно наблюдать за внешними проявлениями поведения допрашиваемого и должен научиться понимать их невербальные сигналы.

 

КУРС ЛЕКЦИИ

 

1. Предмет, задачи, системы и методы юридической психологии

2. Правовая социализация личности

3. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье и в школе

4. Психологические типы преступников

5. Психологические особенности личности преступника

6. Психологические предпосылки преступного поведения

7. Психология преступных групп

8. Психология преступности несовершеннолетних

9. Психологическая характеристика следственной деятельности

10. Психология допроса и очной ставки


 

 

 


Информация о работе Юридическая психология