Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 08:51, контрольная работа
Представление о труде начинается наверно с тех самых пор, как появился сам человек и начал использовать орудия труда для своих нужд, некую историческую ретроспективу развития труда представляют зарубежные исследователи Руис С.А. Куантанилла и Б. Вилперт, с которой мы сейчас ознакомимся.
В Древней Греции господствовало негативное отношение к повседневной обязательной работе. Особенно презирался поденный физический труд, предназначаемый «для рабов», но не для свободных граждан. Труд «для себя» признавался лишь при условии, что создается нечто «вечное».
Введение
История зарубежной психологии и социологии труда.
Психология труда в России в конце ХIX – начале XX вв.
Российская психология труда в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.
Развитие профориентации в странах с высокой психологической культурой.
Список используемой литературы.
Для проверки нашего критерия — свободы выбора — можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в данном обществе реальной свободы, тем в большей степени в этом обществе развита профориентация. Попробуем выделить основные вехи, в истории нашей страны начиная с конца XIX в., а также основные вехи развития профориентации.
Первая служба по «приисканию»
работы в России появилась в 1897 г.
(но только в годы Первой мировой
войны подобные службы приобрели
государственный статус). Уже в
известном «Кающемся
1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России);
2) случайный, необдуманный выбор;
3) выбор по призванию;
4) выбор по расчету.
В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь» и др.). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И. А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.
В дореволюционной России
вызревали демократические
Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профориентации в России еще не было, но социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В. И.Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других учреждениях. Еше в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н. К. Крупская.
В мае 1924 г. появилась первая лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А. Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В. М. Бехтерева Наркомтруд организует при этом институте первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927—1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 5 лет — 7 млн. 600 тыс. человек.
В 1928 г. организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 г. — в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 гг. открыто 47 бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.
Как видим, в период нэпа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась (что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно если сравнивать молодую Советскую Россию со многими другими тогдашними «цивилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пускали в «приличные» места и т.д.).
Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора). В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.
Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель А. Н. Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель А. М. Голомшток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т. е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране — явное возрождение профориентации. К сожалению, из-за долгого перерыва в развитии профориентации профориентационные разработки оставались еще на довольно простом (и даже примитивном) уровне.
В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «... на завод!», «...на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге в этот период профориентация стала деградировать.
Правда, уже с середины
80-х гг. в стране даже на официальном
и партийном уровнях стала
вызревать потребность в
Явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.
На смену горбачевской «перестройке» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся в августе 1991 г. За этот период также было сделано немало:
С окончанием «эпохи Ельцина» появились новые надежды на возрождение отечественной профориентации. К 2000 г. в некоторых городах стали активнее проводиться конференции по проблемам развития школьной профориентационной службы и подготовке молодежи к самоопределению в условиях переходного периода. Правда, появились и первые признаки нового беспокойства, например, разговоры о сокращении финансирования мучительно создававшихся до этого (часто на обломках центров профориентации молодежи) служб занятости населения. Но ведь в условиях «стабильного» развала производства и свобода самоопределения реально сокращается.
В итоге получается, что
в 30-е гг. профориентацию запрещали
политическими способами, в 70—80-е
гг. — бюрократическими, а сейчас
(в эпоху «расцвета демократии»
Общая логика развития профориентации
в странах с высокой
Если обратиться, к примеру Франции, то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе [6]: в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40—50-е гг. — определение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х гг. преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор». Интересно, что уже в 60—70-е гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали появляться даже специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на вопросы тестов и в итоге в более выгодном свете представать перед работодателями.
В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой процветает тестирование (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации).
Информация о работе Эволюция представления о труде в культурно-исторической перспективе