Этнопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера. Этнопсихология внесла огромный вклад в осмысление социально-психологических механизмов жизнедеятельности групп

Содержание работы

Введение
Актуальность этнопсихологических знаний
Предмет и основные понятия этнической психологии
Задачи этнической психологии
Место этнопсихологии среди других наук
Основные ветви, разделы этнопсихологии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

этнопсихология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

В-третьих, решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими науками, с которыми она тесно

 

связана, так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.

Место этнопсихологии среди других наук

 

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области "психологии народов", "психологической антропологии", "сравнительно-культурной психологии" и т.п.

 

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее "близких и дальних родственников" включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается "родительских дисциплин" этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой — психология.

 

Этнопсихология и этнография

 

Традиционно теснейшая связь этнопсихология имеет с этнографией. Ведь возле источников этнопсихологии стояли не психологи, а этнографы, которые и предложили выделить один из ее разделов -психическую этнографию, то есть изучение интеллектуальных способностей народа, силу

 

воли и характер, чувство достоинства. Итак, этнопсихологию и этнографию объединяет объект исследования - этнические сообщества, но этнография изучает быт и культуру народов, а этнопсихология исследует сознание этнических сообществ, закономерности ее формирования и функционирование.

 

Этнопсихология и антропология

 

Такая область этнической психологии, как психологическая антропология близкая по смыслу к социальной (культурной) антропологии, но последняя имеет свою сферу исследования -человека как часть культуры, присущий определенному сообществу.

 

 

Этнопсихология и социальная психология

 

Некоторые исследователи рассматривают этнопсихологию как область социальной психологии, поскольку эти науки близкие за объектом и предметом исследования. Социальная психология изучает процессы развития и функционирование общественной психологии и социальных сообществ (больших и малых социальных групп), а этнопсихология - духовно-психологические черты этносов, их специфику и проявление во всех сферах деятельности и культуры. Выделение этнопсихологии из социальной психологии как научного направления связано с особым интересом к этническому сознанию и идентичности в социальных отношениях общества.

 

Этнопсихология и социология

 

Этнические сообщества, поскольку они являются социальными сообществами, изучает и социология Однако в подходах к этническому сознанию в социологии и этнопсихологии много общего, в частности, они пользуются похожими методами исследования.

 

Этнопсихология и культурология

 

Культурологические исследования тесно связанные с этнографическим анализом культуры, с разработкой ее этнических проблем. Эта ветви этнопсихологии изучает язык, быт, архитектуру, творчество, а также религию разных этносов.

 

Этнопсихология и фольклористика

 

Безоговорочная связь этнопсихологии и с фольклористикой. Если фольклористика изучает фольклор разных народов вообще, то этнопсихология уделяет внимание архетипам, которые зафиксированы в фольклоре.

 

Этнопсихология и история

 

И в конце концов, из истории этнопсихология берет материал о зарождении, развитии, а также исчезновение или ассимиляцию определенных этнических групп: наций, национальностей, народностей.

 

Этнопсихология и экологическая психология

 

На протяжении продолжительного времени ученые исследуют влияние экологии на этническую психологию. Так, существует много работ, где показано, как окружающая среду (природа, архитектура) влияет на формирование менталитета той или другой наций.

Основные ветви, разделы этнопсихологии

 

В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. Различия в их исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic . Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К. Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, a etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Эти термины употребляются и для обозначения двух подходов в этнопсихологии, по-разному изучающих психологические переменные, обусловленные культурой.

Можно перечислить основные особенности emic подхода в любой науке, изучающей какие-либо компоненты культуры:

 

• изучается только одна культура со стремлением ее понять;

 

• используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры; книги, написанные с этих позиций, как правило, даже содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры;

 

• любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника (изнутри системы).

 

• структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать.

 

Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Это вовсе не означает, что культура не сравнивается с другими, но сравнения делаются лишь после ее досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.

 

В настоящее время главные достижения в этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные недостатки, так как существует постоянная опасность, что бессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос, может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять ее и дать безошибочное или хотя бы адекватное описание присущих ей особенностей.

 

Этот подход очень уязвим при сравнении двух или нескольких культур из-за уникальности их культурно-специфичных элементов.

 

Основные особенности etic подхода:

 

• изучаются две или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство;

 

• используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния;

 

• исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;

 

• структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее

 

Предмет сравнительно-культурной психологии, опирающейся на etic подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.

 

Хотя в этом случае используются «объективные» методы (психологические тесты, стандартизованные интервью, контент-анализ содержания продуктов культуры – мифов, сказок, газетных публикаций), считающиеся свободными от влияния культуры, исследователи сталкиваются с большими трудностями при попытке избежать грубых субъективных ошибок. Многие культуронтропологи крайне негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что невозможно найти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляет собой замкнутый и уникальный мир. Но и сами психологи часто не удовлетворены результатами уже проведенных сравнительно-культурных исследований.

 

В психологических сравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные ( etic ) категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры ( emic ) методов и только затем сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Пока единой науки не

существует, хотя и наметилось сближение специалистов в двух областях.

Если иметь в виду будущее этнопсихологии, ее специфику можно обозначить как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.

 

Давая такое определение, мы не совсем правы, так как забываем о третьей, стоящей несколько особняком, ветви этнопсихологии – психологии межэтнических отношений. А в современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтнических конфликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания.

 

Особое положение психологии межэтнических отношений связано с тем, что три раздела этнопсихологии в разной степени связаны с одной из родительских дисциплин – психологией. Психологическая антропология только использует психологические понятия и методы, следовательно, связана с ней косвенно. Сравнительно-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления у разных народов; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения индивидов, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

 

Что касается психологии межэтнических отношений, то она является составной частью социальной психологии и косвенно связана с культурантропологией. Зато кроме психологии у нее есть еще одна

 

«родительская» дисциплина – социология. Это проистекает из-за маргинальности проблемы межгрупповых отношений, ее сильной включенности в систему социологических знаний .

 

Именно эта ветвь этнопсихологии должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической напряженности на территории бывшего СССР, именно она включена в социальную и политическую проблематику общества. В существующем социальном контексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители многих других профессий по мере сил должны способствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

 

Заключение

 

Можно сделать вывод, что именно этнопсихология должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической напряженности на территории РФ, именно она включена в социальную и политическую проблематику общества.

 

В существующем социальном контексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители многих других профессий по мере сил должны способствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

 

Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера. Этнопсихология внесла огромный вклад в осмысление социально-психологических механизмов жизнедеятельности групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

 

2. Баронин А. С. Этническая психология. – Киев. Тандем. 2000.

 

3. Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб. 2001.

 

4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

 

5. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

 

6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999.

 

7. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994.

 

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М. 2006.

 

9. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб., 1996.

 

10.  “Социальная психология”. Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, изд-во “Аспект Пресс”, Москва, 2000

 

 



Информация о работе Этнопсихология