Этика и психология юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Юридическую профессию принято называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом.

Содержание работы

Введение 3
1. Юридическая психология как область прикладной психологии 4
2. Мораль и ее функции 10
3. Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом юриста 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

этика и психология юриста.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

В моральном сознании выделяют два уровня: уровень общественной идеологии (этические теории, моральные нормы, принципы, идеалы, ценности, нормы, кодексы) и уровень общественной психологии (моральные чувства и представления об элементарных правилах человеческого общежития, привычки, обычаи, традиции, моральные качества личности, мотивы повседневного поведения личности). Уровень идеологии включает в себя рациональные элементы морального сознания, уровень общественной психологии — эмоционально-волевые элементы.

Моральная деятельность — это любая деятельность человека, группы, сообщества, рассмотренная с точки зрения нравственных понятий, принципов, норм и идеалов, принятых в обществе. Например, действия между государствами, которые воюют между собой, можно рассматривать как объективно существующие виды — военно-технические операции. Но можно их оценить и с точки зрения нравственных понятий (ценностей). При этом если в качестве ценности выступает целостность и независимость государства, то военные действия того государства, которое нападает и ставит себе целью подчинить и расчленить другое государство, осуждаются (объявляются агрессивными, захватническими, безнравственными). Действия же государства, которое отстаивает свою независимость, называются справедливыми, нравственными.

Моральная деятельность — это виды массового поведения, поступки и поведение людей; деятельность по моральному воспитанию, перевоспитанию, самовоспитанию, усвоению индивидом нравственного опыта общества.

В деятельности юристов большую роль играет нравственность. Например, в ряде положений Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующего уголовно-процессуальную деятельность юристов2, встречаются прямые указания на недопустимость действий, унижающих честь и достоинство граждан, на необходимость бережного и чуткого отношения к обстоятельствам их личной жизни, стыдливости и т.д. (ст. 9, 10, 11 157УПК). Тактика и такт связаны не только общем корнем этих слов. Действовать тактически правильно всегда означает вести себя тактично, деликатно. Исходя из принципа уважения личности, в УПК сформулированы положения, запрещающие производить допрос обвиняемого в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства (ст. 164 УПК), домогаться показаний путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ч. 4 ст. 164 УПК).

Глубоким нравственным содержанием наполнены правила  свидетельского иммунитета, в соответствии с которыми участники уголовного процесса не обязаны «свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников» (ст. 51 Конституции Российской Федерации).

В ряде случаев законодатель устанавливает специальные нормы, направленные на предупреждение действий, унижающих человеческое достоинство. Так, оберегая естественное чувство человеческой стыдливости в области отношений полов, УПК предписывает личный обыск производить только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 184). В уголовно-процессуальном законодательстве нашли широкое закрепление нравственные положения о беспристрастности при производстве по уголовному делу. В уголовно-процессуальном законодательстве нашли широкое закрепление нравственные положения о беспристрастности при производстве по уголовному делу. К примеру, ст. 15 УПК указывает, что суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты, стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Согласно Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», «судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности» (ч. 2 ст. 3).

Правосознание участников уголовного процесса отражает реальную действительность, связанную с уголовно-процессуальным доказыванием, в виде представлений, оценок, идей и других чувствительных и умственных образцов. Важными его аспектами являются отношение следователя, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного процесса к правовым нормам, регулирующим процесс доказывания по уголовному делу, оценка уголовного процесса с позиций справедливости и охраны чести, достоинства, уважения личности.

Моральные отношения  — это определенный, ценностный аспект всех общественных отношений между людьми, группами, классами, государствами.

Различают два вида нравственных отношений, различающихся

по степени устойчивости:

длительные (которые складываются в той или иной социальной группе и закрепляются в нравах, обычаях);

кратковременные (подвижные, которые складываются между людьми в конкретных ситуациях).

Первые отношения объективны по отношению к отдельному человеку, при рождении он застает их готовыми, сложившимися и усваивает их в процессе воспитания. Вторые отношения менее устойчивы и зависят от сознания каждого отдельного человека, который участвует в этой ситуации. Нравственные отношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей, существуют эти отношения не сами по себе, а в рамках нравственной деятельности.

Морали в целом противостоит аморализм в деятельности людей, который достаточно многолик. Аморализм  в политике — достижение намеченной цели любыми средствами, включая антигуманные; в правовой сфере — нарушение принципа справедливости, пренебрежение к закону; в научно-технической деятельности — использование высших достижений человеческой мысли во вред природе и человеку.

Вышеуказанные три элемента морали представляют собой не изолированные области общественной жизни, а лишь особые стороны всех существующих в обществе конкретных форм отношений между людьми. Все они взаимосвязаны, хотя их можно выделить в «чистом» виде только теоретически.

Между нравственным сознанием  и нравственной деятельностью существует тесная связь, которая выражается, во-первых, в том, что нравственное сознание отражает нравственную деятельность, а во-вторых, в том, что нравственное сознание воплощается в нравственной деятельности, реализуется в поступках людей.

Основными социальными  функциями морали являются: регулятивная, ценностно-ориентационная и воспитательная.

Регулятивная. Мораль регулирует взаимоотношения между людьми двояким образом: через внешний контроль со стороны общества и внутренний самоконтроль личности. Эффективность морали как регулятора взаимоотношений между людьми зависит от глубины усвоения ими моральных норм, их убеждений, от развитости внутренних механизмов долга и совести. Мораль предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственнее личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи.

Ценностно-ориентационная. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т. е. через то, что принято называть моральными ценностями. Все нравственные понятия, правила, нормы, идеалы несут определенную информацию о конкретных общественных отношениях, нравах в том или ином обществе, государстве.

Оценка — это определение  ценностного значения того или иного поступка, поведения личности или социальной группы с точки зрения общественных норм, принципов, идеалов. Предметом оценки могут быть человеческие поступки, моральные качества, воззрения, мотивы, намерения, отношения и т.д. Субъектом оценки могут быть отдельные люди, социальные группы, коллективы. Ценное — доброе, справедливое. Не ценное — злое, несправедливое.

Мораль через систему  норм, принципов, идеалов, оценок помогает человеку ориентироваться в жизни, находить свое место в жизни, делать свой моральный выбор. Мораль играет роль компаса для человека в отношениях с людьми.

Воспитательная. Мораль играет исключительно важную роль в формировании личности, в частности в формировании духовного облика, воли, характера. Намечает пути самосовершенствования. Нравственные принципы, нормы, взгляды, усвоенные человеком, превращаются в его нравственные качества, черты характера, привычки, выступают мотивами его поступков.

Нравственное  воспитание — целенаправленное воздействие на человека (воспитуемого) со стороны других людей (воспитателей) с целью формирования у него нравственных убеждений, привычек, духовно-нравственных потребностей и качеств.

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что самое главное — развивать внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добро, т.е. учить его любить человека и сопереживать.

Воспитатели должны культивировать две главные нравственные добродетели: трудолюбие и любовь к человеку. Причем не к человеку вообще, а к конкретным Ивану, Петру, Марье... Часто в процессе формирования личности преувеличивается значение умственных способностей. Но ум, как скальпель, может помочь победить болезнь, но может и убить человека. Любовь к человеку должна приносить радость, созидание. Если же она оглупляет, умерщвляет лучшее в человеке — это уже не любовь.

Выполняя эти функции, мораль оказывает активное воздействие  на общественную жизнь людей, на их повседневное поведение. По степени активности внедрения в жизнь человека мораль может сравниться только с политическими и правовыми идеями. Поэтому к трем вышеуказанным функциям иногда добавляют идеологическую, мировоззренческую и др.3

В целом функционирование морали осуществляется в русле общесоциальных закономерностей развития общества и личности.

 

3. Этические  проблемы, связанные  с профессиональным  статусом юриста

Профессиональная этика  — так принято называть кодекс поведения — обеспечивает нравственный характер тех взаимоотношений между  людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или общества, существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностиых отношениях. Достоинство и интересы представителей той или иной профессии в конечном счете утверждаются тем, насколько последовательно в своей деятельности они воплощают общие принципы нравственности, Конкретизированные применительно к специфике их труда. Повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение некоторых дополнительных норм поведения, как свидетельствует исторический опыт, необходимы прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной и журналистской деятельности, т. е. в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы и где от качества и эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе. Успешное выполнение профессиональных обязанностей в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ответственности, готовностью безукоризненно исполнять свой профессиональный долг.4

Профессиональная мораль не изолирована от общей морали, господствующей в конкретной социально-экономической формации. Господствующая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной, но она не содержит в себе специфических норм поведения. Поэтому лишь на основе учета общеморальных требований невозможно правильное понимание нравственных проблем той или иной профессиональной деятельности.

 Необходимо отметить  важность профессиональной квалификации  работника, которая, с одной стороны, дает право заниматься избранной деятельностью, а с другой — определяет отношение к нему как коллег, так и людей, на благо которых направлен его труд.

Вместе с тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная квалификация сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность вхождения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специальностей специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществлению профессиональных функций, служат охране интересов личности.

Указанные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновение и усвоение не определяются непосредственно какими-либо институциональными условиями (образованием, должностным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью.

Отношения адвоката с  коллегами по профессии должны строиться  на нормах порядочности и уважения.

Адвокат не должен отказывать в консультации коллеге, если он обратился  за помощью. Лучше всего это сделать  в виде разбора дела, чем в виде поучения.

Особо внимательно следует  относиться к просьбам молодых адвокатов. Они, как никто другой, подвержены риску совершить ошибку. Представленные в таких случаях знания и опыт более старших товарищей помогут им избежать ошибок, что создаст традиции и преемственность в поведении, т. к. когда начинающий адвокат перестанет таковым являться, его нравственным долгом также будет внимательное отношение к своим молодым коллегам. Это способствует сплочению корпорации. Но особенно следует помнить, что адвокат не должен в беседах с клиентом, публичных выступлениях, в документах, в ходе переговоров допускать бестактных высказываний в отношении деловых или личных качеств другого адвоката, он обязан относиться к нему уважительно.

Адвокат не имеет право, ссылаясь на свою деловую репутацию, принижать достоинство, авторитет и деловую репутацию других адвокатов.

Реализуя свои услуги, адвокат может дать информацию о месте нахождения, видах оказываемых услуг, телефонных номерах.

Нельзя в регионах размещать сообщения, что данная фирма или бюро — лучшая или  единственная и т. п. Сами дела адвоката или адвокатского объединения лучше любой информации будут рекламировать их действия, и доверие клиентов обеспечит успех.

Профессия адвоката налагает на юриста обязательства не только строгого подчинения закону, но и соблюдения этических норм поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические особенности и закономерности измененного поведения человека в условиях применения к нему норм права.

В юридической психологии последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.

В моральном сознании выделяют два уровня: уровень общественной идеологии (этические теории, моральные нормы, принципы, идеалы, ценности, нормы, кодексы) и уровень общественной психологии (моральные чувства и представления об элементарных правилах человеческого общежития, привычки, обычаи, традиции, моральные качества личности, мотивы повседневного поведения личности). Уровень идеологии включает в себя рациональные элементы морального сознания, уровень общественной психологии — эмоционально-волевые элементы.

Информация о работе Этика и психология юриста