Этика и психология юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Юридическую профессию принято называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом.

Содержание работы

Введение 3
1. Юридическая психология как область прикладной психологии 4
2. Мораль и ее функции 10
3. Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом юриста 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

этика и психология юриста.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество становится все в большей степени обществом  экспертов, специалистов, владеющих особыми знаниями и навыками. Эта тенденция общества к специализации порождает небывалую независимость, самостоятельность или, как еще говорят, автономию профессиональных групп, которая, в свою очередь, порождает массу этических проблем.

Одна из них связана с существованием профессиональных этических кодексов. Эти "кодексы иногда предъявляют членам профессии такие требования, которые, не всегда совместимы с требованиями универсальной этики, а также с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты. Профессиональные кодексы не должны быть источником какой-то особой этики, которая позволяла бы членам профессиональных групп «делать то, что другим делать безнравственно. Например, адвокаты не имеют права лгать, обманывать или вводить кого-либо в заблуждение, чтобы помочь своим клиентам и защитить их».

Другая проблема связана с существованием особой ответственности профессии перед обществом.

Юридическую профессию принято  называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом. В нашей стране процесс разработки и принятия кодексов профессиональной этики, в том числе и этики юридических профессий, только начинается.

1. Юридическая психология  как область прикладной  психологии

Юридическую психологию иногда определяют как самостоятельную психологическую дисциплину, изучающую человека во всей полноте. Однако это не совсем так. Юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические особенности и закономерности измененного поведения человека в условиях применения к нему норм права.

В этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых в психологии. Она разрабатывает психологические основы:1

1)  правопослушного поведения  (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

2)  преступного поведения (структура  личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и его роль в генезисе преступного поведения);

3) правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

4) ресоциализации правонарушителей (исправительная психология, психология адаптации после освобождения из исправительных учреждений);

5) психологии несовершеннолетних. Юридическая психология решает  следующие задачи: изучение психологических  закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы, коллективы; разработку научных рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности, строгому соблюдению законности, успешному осуществлению задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Наряду с развитием  криминальной психологии, психологии потерпевшего, следственной психологии и других дисциплин, входящих в структуру особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных его сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимо, с одной стороны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и с другой — научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов, о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Психология юридического труда — самостоятельная психологическая дисциплина: комплекс основных изучаемых ею проблем связан с юридической профессиографией, профессиональной консультацией и ориентацией, профессиональным отбором и профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации работников правоохранительных органов. Однако имеются пограничные аспекты, по которым эта дисциплина входит в систему юридической психологии, например: индивидуальные особенности личности работника и их реализация в правоохранительной деятельности (индивидуальный стиль допроса), доминирование различных сторон профессиональной деятельности на различных этапах, роль личностных качеств в достижении успеха (или неуспеха) в различных профессиональных ситуациях и т. д.

 

Юридическую психологию интересуют:

личные качества юриста, необходимые для успешного осуществления профессиональной) поведение отдельных людей, занятых юридической деятельностью (следователей, адвокатов, судей, сотрудников правоохранительных органов и т.п.);

возможности раскрытия  и развития собственного потенциала работников;

особенности отношений  в коллективах;

формирование имиджа и традиций в деятельности юриста;

социальные, государственные  и международные аспекты психологии профессиональной деятельности юриста;

технология самовыживания  юриста и т.п.

Изучение генезиса правонарушений характеризуется различными подходами к этим явлениям в зависимости от научной дисциплины, поскольку структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии.

Идея комплексного подхода  к определению предмета и задач  криминальной психологии высказывалась еще в середине 20-х гг. XX в.            С. В. Познышевым. По его мнению, предметом криминальной психологии является личность во всех ее проявлениях, относящихся к области преступления или борьбы с ним, а не отдельные психические процессы и психические состояния личности.

Важная задача криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки, которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию, т. е. определить криминогенные личностные качества и предпосылки. Далее в рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые причинно обусловливают в ней криминогенные предпосылки (дефекты правосознания, нравственности, культуры эмоций и т. д.), а также устанавливается причинная связь между выявленными дефектами и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и через познание закономерностей этого явления разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.

Аналогичные задачи («по  другую сторону барьера») в криминогенной ситуации ставит и должна решать психология потерпевшего.

Психология  потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления, а также разрабатывает практические рекомендации по методике допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые обеспечивали бы защиту от преступного посягательства. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности.

Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности представляются весьма актуальными, так как способствуют решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступлений, изучению их причин и условий, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д.

Проблема включает в  себя следующие аспекты: методы исследования личности потерпевшего, изучение поведения потерпевшего непосредственно перед событием преступления, в момент события преступления, после него и, наконец, в стадии предварительного следствия.

Сложная проблема формирования преступного умысла может быть достаточно глубоко исследована в первую очередь в рамках криминальной психологии и психологии потерпевшего.

В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторожность.

Преступность — большое  социальное зло. Значительное количество особо опасных рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте до 18 лет. Общество, желающее избавиться от преступности, прежде всего должно правильно воспитывать детей.

Поэтому юридическая  психология исследует антисоциальное поведение несовершеннолетнего и влияние на него факторов внешней микросреды, а также особенности личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», и разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику детской и юношеской преступности.

В рамках юридической  психологии рассматриваются вопросы о применимости психологии и психиатрии в процессе расследования преступлений. Как указано в ст. 17 УПК РФ, «судья, присяжные заседатели, а также прокурор, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью». В процессе расследования преступлений выясняется не только объективная сторона, но и субъективная, касающаяся личности преступника. Исследование же личности преступника невозможно без знаний о душевном состоянии человека, совершившего преступление. Поэтому для достижения юридических целей правоведение обязано обращаться к психологии и психиатрии. Обязательное медико-психологическое исследование способно удовлетворить судопроизводственные потребности: установить признаки душевной болезни; уже в начале дела установить совокупность признаков какого-либо из состояний уменьшенной вменяемости; дать суду объективные данные для близкого ознакомления с душевным миром обвиняемого.

В следственной психологии разрабатываются психологические  основы важнейших следственных действий: осмотра, допроса, обыска, опознания и др. — и разрабатываются психологические рекомендации, направленные на повышение их эффективности.

Психология  рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, и др. С этим разделом тесно связаны науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.

Психологический анализ судебного процесса дает возможность  разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников.

Исправительная  психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Эти задачи не могут быть решены без использования данных различных наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Исправительная психология исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание. Она тесно связана с уголовно-исполнительным правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Итак, в юридической  психологии последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.

2. Мораль и  ее  функции

Мораль — сложное  явление, включающее в себя три основных элемента:

-   моральное сознание;

-   моральную деятельность;

-   моральные отношения.

Моральное (нравственное) сознание — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Моральное сознание бывает двух видов: индивидуальное и общественное — в зависимости от того, кто является его носителем — индивид или общество. Иногда говорят о так называемом коллективном сознании.

Информация о работе Этика и психология юриста