Этика и психология делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

В России, в последнее время проблемы этики деловых отношений также вышли на передний план, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.

Содержание работы

Введение



1. Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении



2. Взаимодействие личности и коллектива современного предприятия



3. Этика делового общения. Ключевые понятия



Заключение



Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.10 Кб (Скачать файл)

 

Основополагающее значение имеют уважение чужого достоинства. Нравственно – психологической  основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует  себя достаточно комфортно без положительной  самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном  не должность, а личность, проявлять  доброжелательность и терпимость, с  уважением относиться к его личной жизни, но при этом избегать советов  в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «тупица» и т.д.

 

Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при  этом заденет его самолюбие, он не прости этого. Следовательно, при разборе  ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.

 

Важно помнить, что уважают  только тех руководителей, которые  хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться равно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству в не зависимости от их возраста. Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

 

Типичная ошибка молодых  руководителей – стремление стать  « своим»

 

3. Этика делового общения.  Ключевые понятия

 

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с  другими людьми. Вечным и одним  из главных регуляторов этих отношений  выступает этические нормы, в  которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или  неправильности поступков людей. В  зависимости от того, как человек  понимает моральные нормы, какое  содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

 

Этика – учение о морали, нравственности.

 

Мораль – это система  этических ценностей, которые признаются человеком.

 

Мораль – важнейший  способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения  людей в самых различных общественной жизни. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим. Более того, на все протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структуры его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».

 

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношениях – это прежде всего получение максимальной прибыли.

 

 

Заключение

 

Этику делового общения следует  учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами  того или иного вида делового общения  существует своя специфика. Задача состоит  в том, чтобы сформулировать такие  принципы делового общения, которое  не только соответствовали каждому  виду делового общения, но и не противоречили  общим нравственным принципам поведения  людей. Вместе с тем, они должны служит надежным инструментом координации  деятельности людей, вовлеченных в  деловое общение.

 

Применительно к деловому общению основной этический принцип  можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима  твоей воли была совместима с нравственными  ценностями других сторон, участвующих  в общении, и допускала координацию  интересов всех сторон. Таким образом, в основе этики делового общения  должна быть координация, а по возможности  и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных  целей. Поэтому деловое общение  должно постоянно проверяться этической  рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этические правильный выбор и принять индивидуально решение, часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решения, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

 

 

Список использованной литературы

1. Берн Э. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры: Пер. с англ. - М., 1988.

 

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. - М., 1991.

 

3. Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.- 1989.

 

4. Дружинина Г.А., Чайка  Г. Л. Пути формирования профессиональных  качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и  методики. - К., 1989.

 

5. Карнеги Д. Как завоевывать  друзей и оказывать влияние  на людей: Пер. с англ. - М., 1989.

 

6. Конева Е.В. Психология  общения: Учеб. пособие. - Ярославль, 1992.

 

7. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.

 

8. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. - М., 1988.

 

9. Леонтьев А.А. Психология  общения. - М., 1997.

 

10. Психология и этика  делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.

 

11. Щёкин Г.В. Практическая  психология менеджмента. Как делать  карьеру. Как строить организацию.—  К., 1994.


Информация о работе Этика и психология делового общения