Этика и психология делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

В России, в последнее время проблемы этики деловых отношений также вышли на передний план, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.

Содержание работы

Введение



1. Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении



2. Взаимодействие личности и коллектива современного предприятия



3. Этика делового общения. Ключевые понятия



Заключение



Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.10 Кб (Скачать файл)

«Этика и психология делового общения»

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

1. Деловое поведение работников: творческая самореализация личности  в деловом поведении

 

2. Взаимодействие личности  и коллектива современного предприятия

 

3. Этика делового общения.  Ключевые понятия

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Проблемы этики деловых  отношений, предпринимательства имеют  столь же давнею историю, как и само предпринимательство и служила объектом изучения, еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров для рынка.

 

Деловое общение - это сложный  многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной  сфере. Его участники выступают  в официальных статусах и ориентированы  на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

 

Практика показывает, что  без умения устанавливать деловые  связи, сотрудничать с партнерами, управлять  людьми, ситуацией и самим собой  добиться коммерческого успеха чрезвычайно  трудно. Между тем у большинства  наших предпринимателей, на мой взгляд не достаточно высокий уровень культуры общения, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.

 

В России, в последнее  время проблемы этики деловых  отношений также вышли на передний план, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной  этической основы, прежде всего в  предпринимательстве.

 

 

1. Деловое поведение работников: творческая самореализация личности  в деловом поведении

 

Прежде чем ответить на поставленный вопрос наверно стоит  отвлечься на само определение, что значит личность. Понятие личности относится к числу наиболее сложных, в русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.

 

На данный момент выделяют четыре теории личности:

 

1. Биологизаторская – по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

 

2. Социологизаторская – личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

 

3. Психоаналитическая теория  Фрейда – личность это совокупность  желаний, импульсов, инстинктов.

 

Фрейд очертил следующую  структуру личности:

 

а) “Ид” (“оно”) – бессознательное  поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью  не осознаются.

 

б) “Эго” (“Я”) – это  осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

 

в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.

 

Из теории Фрейда можно  сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным  поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

 

4. Идоническая теория Г. Юнга – личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

 

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена  на реальных фактах, чтож попробуем сделать выводы:

 

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта, которая  формируется и развивается в  процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

 

Хотелось бы выделить следующие  факторы развития личности (потребность  и является социальным опытом):

 

1. Биологическая наследственность  – она создает изначальное  отличие личности от других  членов общества, создает дополнительные  возможности или ограничения  для развития тех или иных  качеств личности.

 

2. Физическое окружение  – означает, что особенности в  поведении людей во многом  определяются особенностями климата,  географического пространства природных  ресурсов, организации пространства.

 

3. Культура общества –  т.е. каждое общество дате всем  своим представителям особые  культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить  не могут.

 

4. Групповой опыт –  в результате взаимодействия  и общения с другими людьми  человек осваивает множество  социальных ролей, а также формирует  собственный “Я – образ”, который  появляется в результате оценок  окружающих.

 

5. Индивидуальный опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

 

Целый ряд проведенных  в Росси и за рубежом исследований показал, что для результативности бизнеса первостепенное значение имеет  безупречное с точки зрения этики  и культуры проведение деловых контактов  и деловых взаимоотношений. От умения, способности вести дела – деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы  правила, от характера поведения, состояния  коллектива зависит результат хозяйственных  взаимоотношений с партнерами, а следовательно и финансовое благосостояние компании. Как показала практика самореализация личности в деловом поведении, например для менеджера, может выражаться в умении наиболее рационально вести любые деловые переговоры, добиваться намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и в тоже время производя на партнеров максимально благоприятное впечатление, формируя тем самым имидж свой собственный и компании, представителем которой он является.

 

Кроме того, творческая самореализация личности в деловом поведении  на предприятии, может помочь диагностика  личности, ее интеллекта, а также  межличностных отношении в коллективе. Для этого широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

 

Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются  к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный  руководитель обязан обладать элементарной социально – психологической  культурой и уметь диагностировать  не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного  мнения, и многие другие.          Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к  разрешению таких проблем, как психологический  климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости  диктует насущная потребность для  каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

 

Но при этом нельзя забывать, любой личности для творческой реализации необходима поддержка, или хотя бы отсутствие помех, а это в сою очередь  позволяет перейти ко второй теме реферата.

 

 

 

2. Взаимодействие личности  и коллектива современного предприятия

 

 

 

Основа успеха любой современной  коллективной деятельности – отношения  сотрудничества и взаимопомощи в  противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность личности и коллектива, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий  формирования кооперативной взаимозависимости  выделяются:

 

* Свобода и открытость  информационного обмена;

 

* Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;

 

* Доверие, дружелюбие  в отношениях сторон.

 

В свою очередь, взаимному  доверию сторон способствует: наличие  нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную  информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.

 

Психология группы - это  совокупность определенных социально  психологических явлений, возникающих  в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.

 

Существует 5 типов взаимоотношений  внутри коллективов, существенно различающихся  с точки зрения морально – психологического климата.

 

1. Невмешательство: низкий  уровень заботы руководителя  о производстве и о людях.  Руководитель много делает сам,  не делегирует своих функций,  не стремится к серьезным достижениям.  Главное для него – сохранить  свою должность.

 

2. Теплая компания: высокий  уровень заботы о людях, стремление  к установлению дружеских отношений,  приятной атмосферой, удобного для  сотрудников темпа работы. При  этом руководителя не особенно  интересует, будут ли при этом  достигнуты конкретные и устойчивые  результаты.

 

3. Задача: внимание руководителя  полностью сосредоточено на решении  производственных задач. Человеческий  фактор либо недооценивается,  либо просто игнорируется.

 

4. Золотая середина: руководитель  в своей деятельности стремиться  оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

 

5. Команда: наиболее предпочтительный  тип взаимоотношений в рабочей  группе. Руководитель стремится  максимально учитывать интересы  производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности  на всех уровнях отношений.

 

Не менее интересные исследования динамики межличностных отношений  в системе «руководитель - подчиненный», предложенная двумя американцами –  Херси и Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа.

 

Возникающая при этом групповая  сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В первом случае первая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей  принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески, что  дает и большие шансы для творческой самореализации. Во втором случае большая  часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между  различными группировками, неформальными  и формальными лидерами, выяснения  отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как-бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы: общественно-политическая деятельность, семья, личные проблемы и т.д.

 

Подытоживая сказанное можно  сказать, что эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит  от морально- психологического климата, а также от господствующего в группе «настроя» сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненным, личностью и коллективом.

 

Остановимся на этих проблемах  более подробно. Научные исследования и обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том, что  наиболее продуктивными являются рабочие  группы, состоящие из лиц разного  возраста, пола и темперамента. Молодые  работники лучше воспринимают новое, более энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам. Пожилые, напротив, достаточно консервативны, но обладают жизненным опытом, не склонны  к авантюрам, способны принимать  более взвешенные решения, как правило, избегают конфликтных ситуаций. Далее, чисто женские и чисто мужские  коллективы обладают специфическими недостатками: в женских коллективах чаще случаются  мелочные склоки, больше потерь рабочего времени в связи с систематическим  обсуждением житейских проблем  и т. д., в то время как в некоторых  мужских коллективах в рабочее  время процветает сквернословие  и « дурные привычки». Иными словами, совместная работа лиц разного пола как бы подтягивает работников, повышает самодисциплину, требовательность к  себе. Не менее важно иметь в  группе индивидов с разным темпераментом, поскольку каждый из них, как мы уже  выяснили, имеет свои достоинства  и недостатки.

Информация о работе Этика и психология делового общения