Этические и психологические требования, предъявляемые к личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии

Содержание работы

Введение. 4
1. Место психологии в процессе управления. 6
2. Психология управления и её предмет изучения. 7
3.Психолгический анализ управленческой деятельности. 9
4.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору. 13
5.Характер исполнителей и его формирование руководителем. 15
Заключение. 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

    Все указанные требования к  характеристикам и качествам  работника должны содержать  оценку  того,  является  ли   данное   качество   профессионально необходимым, профессионально важным либо профессионально желательным.

    В  трудовой  деятельности  так  или  иначе  проявляются   многообразие,

особенности  психики  человека.  Но  вместе  с  тем  эти  проявления   носят

различный характер. Они  обусловлены  специфическими  для  каждой  профессии предметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами.

    Составление психограммы – дело  весьма сложное и трудоёмкое. Но от того, насколько  продуманно  и  тщательно  оно  выполнено,  зависит   правильность выявления  профессионально  необходимых  для  той  или   иной   деятельности качеств, а  это,  в  свою  очередь,  сказывается  на  определении  критериев профессиональной пригодности и, в  конечном  итоге,  на  эффективности  всей системы профотбора.

    Как же выделить присущие тому  или иному виду деятельности  особенности и предъявляемые  ею  требования  к  работнику?  Опыт  показывает,  что  анализ деятельности,  согласно  плану  первой  части  профессиограммы,  обычно   не вызывает  особых  трудностей.  Необходимые  для  описания   сведения   можно получить    в    результате    изучения    соответствующей     документации, целенаправленных   бесед   с   компетентными   специалистами,   в   процессе внимательного наблюдения за работой представителей изучаемой профессии.

    Метод  наблюдения  исключительно   важен  на  всех   этапах   разработки

психограммы. В основном это наблюдение за  процессом  трудовой  деятельности профессионалов.  Исследователь   должен   стараться   выделить   характерные особенности. Общие и отличительные черты действий работников,  соотнести  их с производственными показателями.

    Не менее важным для  получения   необходимых  сведений  являются  опрос, беседы и консультации со  специалистами,  мастерами  своего  дела,  имеющими большой профессиональный  опыт  и  знания.  Такое  сотрудничество  позволяет уточнять и вырабатывать более объективное мнение о значимости тех  или  иных качеств  человека  в  его  работе.  Полезны  также  беседы  с   людьми,   не добившимися успеха в данной профессии,  и  лицами,  только  приступившими  к овладению  специальностью.  Они  помогают   выявить   особенности   процесса

формирования  умений  и  навыков,  а  также  трудности,  которые  при   этом

возникают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4.Психологические требования, предъявляемые  к руководителю как к

                                организатору.

    Одно из первейших требований к качествам  руководителя  составляет  его

умение  создавать коллектив. От того, каким  будет  созданный  тем  или  иным руководителем коллектив,  будут  зависеть  и  успехи  в  его  управленческой деятельности. В связи  с  этим  к  руководителю  предъявляются  определённые психологические требования.

      Руководитель  должен  обладать  творческим  мышлением,   богатым,   но

реальным  воображением.

      Умение  руководителя  определить  в  каждом  работнике  ту   структуру

качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности,  составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров.

       Формирование коллектива связано  с решением  проблемы  психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы  он  знал  психологические особенности работников  и  умел  их  учитывать  при  формировании  отдельных звеньев  коллектива.   Такой   подход   позволит   ему   воздействовать   на формирование лучшего социально –психологического  климата  в  коллективе.  А как показывают американские и японские исследования  в  области  менеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально-

психологическая обстановка.

      Важнейшим  моментом  в  управленческом  процессе   является   принятие управленческого  решения.  Каждый  руководитель  должен   видеть   проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы.  Каждому  руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать,  из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

      Систематизация чужого опыта  и готовых идей с целью   использования  их, когда это необходимо, является существенным  условием  организации  научного труда руководителя.

      Другим качеством, характеризующим  хорошего руководителя  при  изучении того или иного решения,  является  чувство  ответственности,  с  которым  он должен относиться к данному решению.

      Для выяснения и выбора самого  правильного подхода к  решению   проблемы большое   значение   имеет   умение   руководителя   советоваться.    Умение руководителя советоваться в значительной  степени  определяет  эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать  мнения людей.

      Оперативность принятия решения   и  его  качество  зависят  от  степени

продуктивности  умственной  деятельности,  умения  использовать  и  применять имеющиеся  знания  и  накопленный  опыт.   Поэтому   и   гибкость   ума,   и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.

      Не меньшее значение при подготовке принятия  решения  и  его  принятии имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность,  решительность и смелость.

    Таковы  психологические  требования,  предъявляемые   к   руководителю.

Совершенствуя себя и свои профессиональные  навыки,  руководитель  должен  в первую очередь развивать те качества,  которые  соответствуют  предъявляемым требованиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          5. Характер исполнителей и его  формирование руководителем

                                                    Власть над собой - самая

                                             высшая власть,

                                                    Порабощённость    своими

                                             страстями –

                                                    самое страшное рабство.

                                                                     Сенека.

    Во взаимодействии человека со  средой  и  с  другими   людьми  выявляется

множество  его  социально-психологических  особенностей.   Многие   из   них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение  к  окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические  черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это  черты характера,  выраженные  отчётливо,  определяющие  одна  другую  и  а   стиль  действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям.  Характер  –  это  основной психический склад человека.

       Характер проявляется и формируется   в  делах  и  поступках.  Характер

формируется в преодолении трудностей и препятствий.

       В  воспитании  характера   необходимо,  прежде   всего,   сформировать

истинные  убеждения,  представления  и   идеалы.   Это   важнейшие   условия  формирования сильного  характера.  Одновременно  следует  добиваться,  чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в  жизни  и  труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

       Воспитание    деловитости,    дисциплинированности,    расторопности,

активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует  на  любом участке создать условия, при которых нет простоя в  работе,  при  которых  у труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

    Неотъемлемая черта характера  – дисциплинированность – точное соблюдение должностных инструкций, правил работы, норм поведения.  Дисциплинированность воспитывается, когда  неизменно  выполняются  требования  руководителя,  все режимные  положения  организации.  В  ходе  их   выполнения   преодолеваются трудности, препятствия.

       Воспитывая   моральные   (доброта,    деликатность),    эмоциональные

(весёлость,  страстность)  и  волевые  (настойчивость,  критичность)   черты

характера,  руководитель,  прежде  всего,   показывает   пример   поведения.

Руководитель  не должен  забывать  об  индивидуальном  подходе,  не  упускать возможность одобрить и похвалить  лучшие  проявления  характера  и  отметить недостатки в поведении людей.

    Важную роль в  формировании  характера  играет  самовоспитание.  Прямой  обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому  наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы  самовоспитания, преодоления вредных привычек.

       Не следует забывать, что характер  – не врождённое качество  личности.

Он формируется  и совершенствуется в течение жизни.  Человек  непосредственно участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность  за  его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

                                        Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

                                        посеешь привычку – пожнёшь  характер,

                                          посеешь характер – пожнёшь  судьбу.

      Характер каждой личности индивидуален  и в своём роде уникален,  однако можно выделить ряд черт, присущих  всем  характерам.  Эти  черты  по-разному компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности,  доля  их участия в определении характера также  различна.  Акцентуация  –  чрезмерное участие отдельных черт  характера.  Для  умелого  руководителя,  обладающего определённой  психологической  подготовкой,  важно   к   какой акцентуации относится характер исполнителя,  чтобы  подобрать  наиболее  подходящие  для данной личности способы и  методы  формирования  характера.  Можно привести следующие  примеры  основных  акцентуаций  и  соответствующих  им   способов воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

      Конформный  тип.  Основная  черта   такого  типа   –   соглашательство,

отсутствие   инициативы,    смелости,    решительности.    Чтобы    избежать

соглашательной  позиции такого работника, руководитель должен предлагать  ему высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

      Эмоционально-лобильный  тип.  Это  люди  с неустойчивым  настроением, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как  к похвале, так и к порицанию. Руководителю важно  вовремя  приободрить  такого слушателя.

      Экзальтированный тип. Такие люди  легко  восторгаются, восхищаются по причинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но  в  то же время часто впадают  в  отчаяние,  легко  разочаровываются.  Руководитель должен выявить его сильные  стороны  и  поручить  такому  человеку  задания, соответствующие его сильным сторонам.

      Можно назвать и другие распространённые  типы акцентуации: гипертимный, истерический, аффектно – застойный, шизоидный.

    Выразительные признаки характера.  О  характере  человека  говорят   его

поза, походка, жесты, мимика, дистанция  общения.  В  психологии  существует понятие вербального и  невербального  общения.  Вербальное  общение,  –  что человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти  2  уровня  не совпадают, то с человеком трудно общаться,  возникают  отрицательные  эмоции по  отношению  к  нему.   Поэтому   менеджер   должен   умело   пользоваться невербальным общением.

Информация о работе Этические и психологические требования, предъявляемые к личности руководителя