Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:13, реферат
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии
Введение. 4
1. Место психологии в процессе управления. 6
2. Психология управления и её предмет изучения. 7
3.Психолгический анализ управленческой деятельности. 9
4.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору. 13
5.Характер исполнителей и его формирование руководителем. 15
Заключение. 19
Список литературы
Содержание:
Введение.
1. Место
психологии в процессе управления.
2. Психология
управления и её предмет изучения.
3.Психолгический
анализ управленческой деятельности.
4.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору.
5.Характер
исполнителей и его формирование руководителем.
Заключение.
Список
литературы
Все хозяйственные операции можно
в конечном счёте свести к
обозначению тремя словами: люди,
продукт, прибыль. На первом месте
стоят люди. Если у Вас нет надёжной
команды, то из остальных факторов
мало что удастся сделать.
Л.Якокка
Деятельность руководителя
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая
является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера.
Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те
факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все эти многообразные функции
1.Место психологии в процессе управления.
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи в настоящее время вынуждены заниматься планированием изменений личности, профилактикой личностного регресса.
Необходимо, чтобы руководители
организации проявили
В свою очередь важно, чтобы психологи тоже научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения.
В настоящее время в практической психологии разработаны формы и
методы работы, опробованы целевые программы социально - психологической поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и
игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности работы организации.
Практика показывает, что
область межличностных
остаётся
для руководителя постоянной сферой
неопределённости в силу своего
субъективизма, поэтому руководитель
чувствует себя в ней очень неуверенно.
2. Психология управления и её предмет изучения
Управление насквозь пронизано
психологическим содержанием,
главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими. Поэтому возникла особая наука – психология управления. Она существует и развивается на стыке двух наук: психологии и управления. Психология управления, как часть науки управления, имеет непосредственное отношение к изучению разработки повышения качества
жизнедеятельности организации. Психология управления является направлением психологической науки, она изучает психику человека, даёт психическую характеристику его управленческой деятельности и анализирует качества необходимые для её успешного осуществления.
Психология управления в качестве предмета своего изучения имеет дело с человеком, его психикой и особенностями деятельности. Предмет изучения психологи управления чрезвычайно разнообразен. Можно выделить следующие его составляющие:
1. Предметом психологии управления являются психологические особенности руководителя и исполнителей. Качества руководителей, психологическая характеристика управленческой деятельности не изучаются в других отраслях психологии, а составляют предмет только психологии управления.
2. Эффективность деятельности
3. Психология управления изучает особенности информации, существующей между руководителями и исполнителями, раскрывает психологические особенности этой информации.
4. Психология управления изучает
взаимоотношения между
Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности,
психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.
Развитие управленческих кадров,
способных эффективно осуществлять
деятельность в условиях рыночной экономики,
являющееся актуальной проблемой для
современной России, невозможно без активизации
научных исследований в области
психологии управления.
3.Психолгический анализ
При решении вопроса о том, какими качествами должен обладать человек, претендующий на выполнение того или иного вида деятельности, всегда возникает необходимость психологического изучения самой деятельности. Такая работа весьма сложна, требует большого опыта и специальных знаний. Поэтому целесообразно, чтобы выполнял её или, по крайней мере, выступал в роли консультанта профессиональный психолог. Кроме того, к ней обязательно следует подключить специалистов, знающих данную деятельность, имеющих
высокий уровень профессионализма и большой практический опыт. Эти лица должны выступать в роли экспертов и в результате обсуждения установить главные, наиболее значимые особенности как самой деятельности, так и условий её выполнения. Результатом такого психологического или, точнее, профессиографического анализа трудовой деятельности должна быть профессиограмма.
Профессиография – описание
Профессиограмма – описанная и обоснованная система требований,
предъявляемых определённым видом деятельности, конкретной специальностью или профессией к человеку.
Любая профессиограмма должна включать описание самой профессиональной деятельности ( психологическая профессиограмма ) и сводку требований к человеку, включённому в эту деятельность, к его психике как перечень профессионально необходимых качеств ( психограмма ).
С целью проведения мероприятий по определению профессиональной пригодности или профессионального отбора осуществляется глубокое психологическое и аналитическое изучение профессиональной деятельности и разрабатывается развёрнутая профессиограмма. Для составления её первой части можно использовать следующую ориентировочную схему анализа.
1.Технико-экономическое
2.Организация и условия труда на конкретном производственном объекте.
Имеются в виду как социальные, так и физические условия труда. Это и
взаимоотношения, в которые вступают люди в процессе данного вида
деятельности, и параметры физической среды, т.е. освещение, вентиляция,
температура, влажность и т.д. Сюда же можно отнести степень разделения труда, кооперации, а также режимы труда и отдыха.
3.Документация по текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев. Необходимо также включить вопросы, связанные с ошибками. Которые могут иметь место при выполнении работы.
4.подробное описание самой
последовательности человек делает в течение рабочего дня, из чего
складывается его работа.
5.Требования к общей и
Вторая часть профессиограммы, касающаяся предъявляемых к человеку требований, наиболее сложна, поскольку разнообразие этих требований велико.
Их можно классифицировать по следующим направлениям:
Информация о работе Этические и психологические требования, предъявляемые к личности руководителя