Эссе по анализу персонажа с точки зрения трёх теорий личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:01, творческая работа

Описание работы

Для анализа в контексте трёх различных теорий личности я выбрала «Звёздные Воины» — широко известную сагу, задуманную американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов. В фильме создан сложный фантастический мир и сюжет его, конечно, не отличается большой реалистичностью. Тем не менее, он показался мне интересным для изучения не в буквальном, а скорее в метафорическом смысле. Так как фильм является современным отражением многих старинных мифических образов и идей.

Файлы: 1 файл

Эссе по персонажу.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

     Здесь поможет разобраться феноменологический подход Роджерса. Вот его слова:  «Я понимаю, что человеку присущ внутренний страх и беззащитность и, поэтому  он может вести себя жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно…». [Rogers, 1961, p.27]

     Почти те же слова Йода обращает к Энакину, во время совета джедаев:

       «Страх есть путь на тёмную сторону. Страх порождает гнев; Гнев порождает ненависть; Ненависть — залог страданиям. Я сильный страх в тебе ощущаю».

     Роджерс считал что все негативные проявления – это не «порочная природа» человека, а невозможность проявления основных своей свойств человека, таких как доброта, стремление стать лучше и самоактуализироваться.

     Кроме того он подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает своё окружающее сейчас. Наша актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше теперешнее поведение. Если бы  Роджера спросили о причинах враждебного поведения Энакина, то получили бы ответ: «Он рассматривает мир как враждебную среду и считает, что его не могут любить». Роджерс не сказал бы: «Он терпел лишения и унижения когда был ребёнком».

     То  есть актуальные возможности, и представления  о мире накладываются на детский  опыт, и, в нашем случае, получается гремучая смесь рабского страха, огромного потенциала энергии и военного мастерства. Последней каплей становится разрушение моральных установок, за счёт подрыва веры в своих учителей.

     ***   ***   ***

     Роджерс считал тенденцию к самоактуализации «одним центральным источником энергии в организме человека»[Rogers, 1980 p. 123].(1)

     Он  считал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность самой жизни! (1, стр. 538)

     Это довольно оптимистичный взгляд. Резко расходясь с Фрейдовской традицией Роджерс постулировал естественное стремление к «конструктивной реализации» свойственных им врождённых возможностей. «Поэтому, когда такой фрейдист как, Карл Меннингер говорит мне, что он воспринимает человека как «врождённое зло» или, более точно «врожденное деструктивное» я могу только покачать головой в изумлении».  [Цит. По Kirschenbaum, 1979,p. 250](1, стр. 534)

     Так как же тогда нам быть с концепцией Фрейда? С его инстинктивной мотивацией, с его концепцией «Ид», сражающегося с «супер-эго»? Ведь, кроме того, что с позиций Фрейда легко можно объяснять все антисоциальные влечения и деструктивные проявления личности, он ещё и даёт нам концепцию энергии как таковой. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XX века Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии. (1, стр. 116) И источник этой «психической энергии» кроется именно в животной природе человека. В его «Ид», в его инстинктах, включающих либидо и мортидо. А «эго» и «супер-эго» только преобразуют эту «жизненную силу» в оформленный поток.

     Невольно  напрашивается параллель с понятием «Силы», центральном в картине  фантастического мира.  Это некая базовая жизненная энергия. У неё нет ни положительного ни отрицательного знака, просто существа, чувствительные к Силе в той или иной степени учатся использовать её. В зависимости от этических установок, правил и поведения при использовании Силы выделяют две противоположные философии использования Силы — Светлую и Тёмную стороны. Хотя такое разделение достаточно условно, ведь на самом деле их гораздо больше.

     Тёмная  и Светлая сторона – это  не характеристики самой силы, а  то, каким образом люди используют её.

     И Фрейд  и Роджерс описывают некую  жизненную Силу, чуть ли не как универсальный  природный закон, но при этом кардинально расходятся во взглядах на природу человека. Можно ли примирить сторонников этих двух концепций? Можно ли объединить понятия Фрейда и Роджерса в общую картину? Ведь обе эти теории описывают реально существующие явления. И это подтверждается тем, что оба учёных были практикующими терапевтами и не понаслышке знали о том, что происходит в глубинах человеческих душ…

     Когда я спрорила на эту тему со своим хорошим другом и все аргументы уже давно иссякли, он сказал следующее: «Эти теории нельзя примирить. Тут кардинальное отличие во взгляде на саму сущность вопроса. Для Фрейда нет Бога, есть только дьявол. Для Роджерса нет дьявола, есть только Бог. А в «Звездных войнах» нет ни Бога, ни дьявола – есть только выбор».

     Я не нашлась, что ему ответить.

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, «Питер», 2000г.
 

     Приложение:

 

     Кодекс  последователей Светлой  стороны звучит так:

     Спокойствие сильнее эмоций

     Знание  сильнее невежества

     Ясность сильнее страсти

     Гармония  сильнее хаоса

     Сила  сильнее смерти

 

     Кодекс  Ситхов звучит так:

     Спокойствие — ложь, есть только страсть.

     Страсть дает мне силу.

     Сила  дает мне могущество.

     Могущество  дает мне победу.

     Победа  разрывает мои цепи.

     Сила  освободит меня

Информация о работе Эссе по анализу персонажа с точки зрения трёх теорий личности