Эссе по анализу персонажа с точки зрения трёх теорий личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:01, творческая работа

Описание работы

Для анализа в контексте трёх различных теорий личности я выбрала «Звёздные Воины» — широко известную сагу, задуманную американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов. В фильме создан сложный фантастический мир и сюжет его, конечно, не отличается большой реалистичностью. Тем не менее, он показался мне интересным для изучения не в буквальном, а скорее в метафорическом смысле. Так как фильм является современным отражением многих старинных мифических образов и идей.

Файлы: 1 файл

Эссе по персонажу.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

     Сасковец  Марина, кафедра психологи  экстремальных и  кризисных ситуаций, 3 курс.

     Эссе  по анализу персонажа  с точки зрения трёх теорий личности.

     Для анализа в контексте трёх различных  теорий личности я выбрала «Звёздные  Воины» — широко известную сагу, задуманную американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов. В фильме создан сложный фантастический мир и сюжет его, конечно, не отличается большой реалистичностью. Тем не менее, он показался мне интересным для изучения не в буквальном, а скорее в метафорическом смысле. Так как фильм является современным отражением многих старинных мифических образов и идей.

     Для примера можно вспомнить одного из главных героев – Люка Скайуокера. По сюжету он в буквальном смысле пытается убить отца и влюбляется в собственную сестру (не зная при этом о своих родственных связях с ними). Это же фрейдовский «Эдипов комплекс»! В буквальном прочтении. За исключением незначительной детали - вместо матери здесь фигурирует сестра. Я бы даже сказала, что эта история отсылает нас не к Фрейду, а ещё глубже – к греческой мифологии и одноименной драме Софокла, где Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте. У греков, конечно, ситуация сложилась куда трагичнее. Они не были склонны к завершению историй в стиле «Happy end», как это нынче принято в среде голливудских режиссеров.

     Но  в данный момент мы не имеем цели критиковать современную кинематографию. Гораздо интереснее заострить внимание  на психологической интерпретации  происходящего. Нужно сразу заметить, что кроме сюжета и характеров героев в данном фильме довольно чётко представлена определённая система взглядов, сквозь призму которой определяется поведение человека.  Оставаясь в рамках трёх выбранных теорий личности, невозможно, в то же время, игнорировать «родную» философию фильма. Поэтому я постараюсь провести параллели между психологическими и фантастическими подходами к рассмотрению человеческой сущности. Эти сопоставления, конечно, весьма условны, но необходимы в контексте данной работы.

     Конечно, если бы я взялась интерпретировать все шесть частей, пришлось бы писать целую книгу, вместо обычного эссе. Вместо этого я решила остановиться на одном очень ярком моменте, показанном в третьей части «Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов». Здесь один из главных героев, Энакин Скайуокер претерпевает коренное изменение своего внутреннего мира, переходя на «тёмную сторону Силы». В предыдущих сериях он на наших глазах проходит путь от девятилетнего мальчика-вундеркинда, до взрослого воина, постигающего путь джедаев. Именно орден джедаев воплощает в себе философию «светлой стороны». Но, в конце концов, что-то заставляет его изменить своим светлым идеалам, своему светлому «образу Я», квинсистенцией этого перевоплощения является эпизод, где он собственноручно убивает детей в Храме ордена. Самые маленькие ученики прячутся от погрома в зале собраний, и, при виде знакомого лица, доверчиво выходят из укрытия, надеясь на помощь и защиту. Энакин (теперь его имя – Дарт Вейдер) расправляется с ними.

     Как же может человек, ценности которого – помощь слабым и служение миру, так внезапно и кардинально измениться: с фашистской хладнокровностью начать совершать зверские преступления?  Что бы сказали об этом психологи разных направлений?  Попробуем разобраться в мотивах и механизмах.

     ***   ***   ***

     Фрейд говорит нам, что многие мотивы человеческого поведения являются неосознанными. Их корни скрываются в глубинах «Ид». Согласно его теории любая активность человека определяется инстинктами. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат уменьшению этого напряжения. Инстинкты, как таковые являются «конечной причиной любой активности»[Freud, 1940, p.5]. 

       Хотя количество инстинктов может  быть  неограниченным, фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. (1, стр. 116)

     И действительно  наблюдая за душевными метаниями  нашего героя, мы видим два основных мотива:

     С одной  стороны – это запретная любовь к Падме, в прошлом королеве планеты  Набу, а нынче – представительнице сената.  Важно отметить, что их отношения начались именно со страсти, желания обладать девушкой. Не напрасно Фрейд  даёт сексуальным инстинктам имя «либидо», что в переводе с латинского означает «желать», «хотеть».

       Он хочет обладать своей возлюбленной: он привязан к ней, он безосновательно ревнует её к своему учителю Обе-Вану, он подсознательно боится потерять её.  Об этом говорят его ночные кошмары, в которых Падме погибает при родах.

     С другой стороны в Энакине сильны инстинкты Танатоса, которые являются источниками проявления жестокости и агрессии. Фрейд ссылаясь на Шопенгауэра утверждал, что целью жизни является смерть.[Freud, 1920, p.38].(1, стр. 117)  Агрессия и гнев были сильны в мальчике ещё с детства. А участие в сражениях и, как следствие, необходимость убивать подорвали и без того весьма поверхностные моральные запреты. Гораздо проще лишить жизни во второй и в третий раз. Изначально это оправдывается благородными целями освободительной войны, но сам факт убийства при этом не теряет своей сущности.

     Сенатор Палпатин выступает своего рода искусителем, исчадьем «темной стороны». Он играет на струнах «Ид» нашего героя, постепенно подтачивая установки его «супер-эго».

     Его можно рассматривать как персонализацию слабостей страстей и страхов человеческой души. Думаю для большей ясности стоит напомнить о его роли и о предыстории падения Скайуокера:

     Палпатин – в третьей серии - верховный канцлер совета республики, позже – тиран-император. Он скрывает свою принадлежность к клану сидхов, служителей «тёмной стороны» (сидхи в фильме – прямая противоположность джедаям). Палпатин постепенно начинает приводить в действие свой многолетний план: сделать Энакина своим учеником, вторым ситхом. От наблюдательного Палпатина не скрылась запретная для джедая любовь, которую питал Энакин к Падме, и, стремясь ускорить события, Палпатин с одной стороны через наёмного убийцу устраивает покушения на Падме, а с другой — назначает Энакина её личной охраной. Таким образом, Энакин постоянно должен быть вблизи Падме. Его посылают с ней на отдалённую, но безопасную планету Набу. Таким образом воплощается план Палпатина вынудить влюблённого нарушить обеты, данные Совету, — через его непозволительное страстное чувство. На Набу страстность Энакина проявляет себя в полной мере: он, забывая обо всем, открывает Падме своё сердце. Его любовь полна желания обладать и, как следствие, приносит ему страдания. Именно поэтому джедаи должны ограждать своё сердце от подобных привязанностей: они — прямой путь на Тёмную Сторону Силы. Но Энакин слишком юн и неопытен, он только вышел из подросткового возраста и полностью отдаёт себя потоку чувств.

     Также на Набу проявляются  зачатки властолюбия  в характере Энакина, когда он в рассуждениях о политике намекает на то, что идеальный  политический строй — диктатура. Что же касается Падме, она очарована удивительными способностями Энакина, его вниманием к ней и тем, как он рассуждает о пути джедая. Однако её рационалистичный ум не позволяет ей дать волю чувствам: она отвечает Энакину отказом.

     На  Набу Энакин видит  во сне, что его  мать сильно страдает. Утром он принимает  решение пренебречь приказом Совета и  отправиться на Татуин (его родную планету), чтобы помочь матери. Энакин узнает, что месяц назад её похитил отряд кочевников и что вряд ли она могла выжить в плену у варваров так долго. Тем не менее Энакин бросается на поиски, скрытно пробирается в селение кочевников и застаёт последние минуты жизни своей матери: она умирает у него на руках.

     Охваченный  горем и ненавистью, Энакин уничтожает племя кочевников, не щадя никого, даже детей! Этот праведный гнев является предшественником страшного убийства детей в храме. В столице Республики Магистр Йода чувствует великое возмущение Силы: так велики боль и гнев юного Скайуокера. Возвратившись в дом отчима с телом матери, он изливает своё горе возлюбленной, которая прилетела с ним.

     В совершенном злодеянии  Энакин совершенно не раскаивается. В его словах — гордыня, гнев и нежелание сдерживать свои чувства и устремления. По сути, он отринул философию и этику джедаев, хотя и остался сторонником светлых идеалов.

     Вернувшись  вместе с Падме  обратно на Набу, Энакин женится на ней. Обряд проходит тайно, в присутствии  только двух свидетелей. Это очередной шаг против кодекса.

     Позже канцлер Палпатин  фактически становится покровителем и наставником Энакина, он всячески подогревает чувства гнева и страха, а так же задевает чувство собственного достоинства (комплекс неполноценности по Адлеру). Палпатин, назначает его, невзирая на юный возраст, своим личным представителем в Совете джедаев, но те отказываются произвести Энакина в ранг магистра. Этот факт сильно задевает гордость молодого воина. Кроме того Палпатин вызывает доверие, расспрашивая его о тревогах и повышая чувство собственной значимости такими словами: «Нужна твоя помощь, сынок», «Я полагаюсь на тебя».

     Кроме того канцлер подрывает  доверие к учителям, умело выставляя  их лживыми и стремящимися к захвату власти, лишая защиты Светлой стороны. Энакин оказывается в ситуации потери чётких ориентиров. Если прежде он чётко придерживался кодекса, который составлял основу его «Супер-эго» и сдерживал губительные инстинкты, то теперь ценность учителей и их учения становится шаткой и неопределённой. Такая тонкая манипуляция выбивает почву из-под ног юноши и делает его уязвимым для дальнейших манипуляций.

     Последней каплей здесь становятся намёки Палпатина  на знание секрета  бессмертия. Обещание спасти жену от смерти – это прямое обращение  ко внутренним страхам. Ведь в реальности Падме абсолютно здорова и вовсе не собирается умирать.

     ***   ***   ***

       Хьелл и Зиглер своей монографии предлагают для сравнения теорий личности отвечать на вопрос «Почему одни люди более агрессивны чем другие?». Предлагаемый ответ  для классического психоанализа звучит так: «Потому что в самой природе человека содержаться агрессивные влечения, а структуры эго и супер-эго развиты недостаточно, чтобы им противостоять».  В нашем случае это похоже на правду – супер-эго Энакина оказалось недостаточно прочным. Он до девяти лет рос как сын рабыни в условиях страха и угнетения, а по Фрейду основной фундамент личности закладывается очень рано – до пяти лет.

     По  традиции джедаи берут в ученики  детей 1,5-летнего возраста, считая, что все, кто старше полутора лет, уже обладают установившимся взглядом на жизнь и поэтому считаются неспособными завершить обучение и возиться с ними - пустая трата времени. Этот возраст не случаен! По Фрейду именно на анальной стадии (1,5-3 года) – закладывается способность к самоконтролю.

     Может быть, недостаточная развитость этого качества и поверхностность усвоенного учения подвели нашего героя.

     Возможно, при определённом способе воспитания на каждой стадии, возможно сформировать структуру личности идеальную для  определенной деятельности.

     Но  тут мы уже переходим на сторону  бихевиористов. Если рассматривать поведение с точки зрения Скиннера, в нем сложно найти какие-либо личностные структуры: личность это чёрный ящик, на который воздействует стимул, вызывающий определенную реакцию. Однако здесь чётко прописаны источники развития личности и причины поведения: внешняя среда и научение. Кроме того бихевиористы предоставляют нам множество конкретных техник по управлению поведением.

       Можно проследить в общении  канцлера с Энакином  положительное  подкрепление поступков направленных  к тёмной стороне (см. предысторию), им использовалась техника «нога в двери» когда вначале предлагается маленькое, незначительное отступничество в обмен на большое удовлетворение, а после соглашения на малое сложнее отказаться от более серьёзного соблазна. Подкреплением в данном случае служат – с одной стороны – та же влюблённость. Обладание девушкой для молодого и эмоционального человека – вполне себе безусловный стимул. Возможно - даже помощнее еды. Кроме того нужно учитывать его рабское прошлое. Закреплённая в раннем детстве привычка подчиняться хозяину, искать его одобрения и боятся неодобрения, вполне  могла проецироваться на общение с властным и проявляющим щедрое внимание канцлером.

     Кроме того если сравнивать общение с ним двух влиятельных фигур: магистра Йоды и канцлера Палпатина, то оперант общения с Йодой приносит ему гораздо более негативное подкрепление. Это выражается в неприятных, коробящих чувствах: слова учителя воспринимаются не как жёсткое но мудрое решение, а как покушение на личные привязанности:

     Энакин: «Видения сулят мне  смерть».

     Йода: «Заглядывая в будущее осторожным надо быть. Боязнь потери к тёмной стороне привести может. Смерть – это естественная жизни часть. Радуйся за близких, которые в Силу преобразовались».

     Энакин: хмуриться, качает головой, но молчит.

     Конечно, приятнее верить тому, кто его хвалит и превозносит, чем с каким-то странным стариканом, который предлагает радоваться смерти близких. 

     Здесь конечно немаловажной деталью являются изначальные социальные установки, привитые ещё в раннем детстве. Такие  как восприятие смерти, например. Однако важно заметить что с младенчества никто не подкреплял в Скайуокере агрессивное поведение. Кроме того хозяин обращался с ним, в общем, вполне сносно, насколько это возможно для раба. Откуда же взялось столько гнева, у человека, которому с детства прививается один только страх?

Информация о работе Эссе по анализу персонажа с точки зрения трёх теорий личности