Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Объект: эмоционально – смысловая сфера беременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
В качестве решения выделенной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы изучения эмоционально-смысловой сферы беременных женщин…………………………………………………………….6
Беременность. Переживание беременности: общая характеристика ………………………………………………………………….6
Эмоционально – смысловая сфера женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь………………………………………………….…….11
2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь…………….18
2.1. Организация и методы исследования……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь ….…………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………...36

Файлы: 1 файл

аномальное равитие курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Адаптации и модификации методики

Адаптация теста осмысленности  жизни на русском языке была впервые  выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел  без изменений форму теста  Крамбо, заменив при переводе некоторые  пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. В основном исследовании

К.Муздыбаева, которое  по своим задачам носило социологический характер, участвовали 540 рабочих трех промышленных предприятий г.Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетворенности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у мужчин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы которой приходятся на возрастные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное из­менение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Рисуночная (проективная) методика «Я и мой ребенок»

 Цель данной методики: исследование эмоциональной готовности женщины к материнству.

Методика отражает переживание  и восприятие женщинами, девушками ребенка по отношению к нему. Согласно методике, требуется изобразить себя и ребенка, как его представляют себе испытуемые.

Все эти методики находятся  в приложении №1.

Так же при проведении данного исследования были использованы и другие методы, такие как беседа, наблюдение, статистическая обработка данных, работа с анамнезом каждой беременной женщины.

Статистическая обработка  данных была реализована при помощи следующего программного обеспечения:

  • MS Excel (в составе пакета Microsoft Office 2003);
  • Statistic 6.0.

В качестве математических методов обработки данных были использованы:

  • Описательная статистика.
  • Для оценки различий между тремя выборками использовался критерий Д.А. Краскела-Уоллиса.

 

 

 

 

§ 2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь

 

В процессе реализации исследования при обработке полученных результатов были выявлены различия в эмоционально-смысловой сфере беременных женщин, имеющих опыт невынашивания беременности и женщин, ожидающих первого ребенка.

При исследовании эмоциональной  сферы, средние значения показателя отклонения от аутогенной нормы, для  женщин ожидающих первого ребенка, составляют х=11,36; М=12; Ơ=373,76. Для женщин, имеющих опыт незавершенной беременности, на первом триместре  беременности, эти показатели следующие: х=13,273; М=13; Ơ=812,364. В результате мы как в контрольной, так и в экспериментальной группах мы получили незначительные отклонения от аутогенной нормы, с элементами тревожности.

Средние значения по коэффициенту вегетативного тонуса для женщин, ожидающих первого ребенка –  х=1,347; М=1; Ơ=20,261; для женщин, имеющих  опыт незавершенной беременности, на первом триместре  беременности –  х=1,242; М=1; Ơ=12,525. Данные показатели свидетельствуют о наличии тенденции к проявлению тревожных реакций.

Данные показатели говорят  о том, что для женщин беременных впервые, и женщин с опытом невынашивания  беременности, характерно наличие тревожных  реакций, страха и опасения за протекание беременности, так как данное событие для них было запланировано и желанно.

Психологический профиль  в контрольной и экспериментальной  группах соответствует нормативам выбора.

На втором триместре, при сравнении особенностей эмоциональной  сферы беременных женщин ожидающих первого ребенка, и беременных женщин, имеющих негативный опыт первой беременности (выкидыш),  не было выявлено статистически значимых различий с уровнем достоверности (р<0,05).

Средние значения по показателю отклонения от аутогенной нормы в контрольной группе составляют х=10,786; М=10; Ơ=618,71. В экспериментальной группе эти показатели следующие: х=12,25; М=12; Ơ=674,5. Отклонение от аутогенной нормы незначительное, с элементами тревожности.

Средние значения по коэффициенту вегетативного тонуса в контрольной группе – х=1,347; М=1; Ơ=20,261; в экспериментальной группе – х=1,242; М=1; Ơ=12,525, что свидетельствует о незначительном уровне тревожности.

Психологический портрет  беременных женщин, находящихся на втором триместре, ожидающих первого ребенка, отличен от психологического портрета беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш).

В психологическом профиле  у женщин, ожидающих первого ребенка, первые позиции занимает дополнительный цвет, фиолетовый, на второй позиции. Что  говорит о существовании потребности  в уходе от реальной действительности, иррациональности притязаний, нереальных требованиях к жизни, эмоциональной незрелости.

В третьем триместре, в особенностях эмоциональной сфере  женщин беременных впервые, и женщин имеющих опыт невынашивания беременности, не выявлено значимых различий (р>0,05).

Средние значения по показателю отклонения от аутогенной нормы в контрольной группе составляют х=11,7333; М=12; Ơ=637,8667. В экспериментальной группе эти показатели следующие: х=12,083; М=12; Ơ=547,83

Средние значения по коэффициенту вегетативного тонуса в контрольной  группе – х=0,9385; М=0,6904; Ơ=13,65072; в экспериментальной группе – х=1,423; М=1; Ơ=22,045.

Полученные данные свидетельствуют  о незначительном отклонении с элементами тревожности в обеих группах.

Психологический профиль  в контрольной и экспериментальной  группах соответствует нормативам выбора.

По результатам исследования мы можем предположить, что отсутствие различий в эмоциональной сфере  женщин беременных впервые и женщин, имеющих опыт невынашивания беременности, может свидетельствовать о высокой  значимости беременности и тревожности за исход беременности и родов.

При исследовании смысловой  сферы, по методике СЖО Д.Леонтьева, в результате статистической обработки  с достоверным уровнем значимости (р<0,05), мы получили значимые различия в контрольной и экспериментальных  группах по общему показателю «ОЖ» (рис.2). Средний уровень по шкале составил х=105,9; М=115; Ơ=5503 у контрольной группы и х=121,6; М=120; Ơ=15683 у экспериментальной группы.

У беременных женщин с  незавершённым опытом беременности смысловая сфера характеризуется наличием целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; процесс своей жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. В этом контексте беременность как событие их жизни также приобретает большую значимость, что связано с построением особых отношений между матерью и будущим ребёнком. Осознание своего нового состояния приводит к повышению тревожности, к пересмотру жизненных целей, планов и ценностей.

 

 

Рассмотрим результаты по тесту  «Смысложизненные ориентации» (СЖО, Д.А.Леонтьева).

Рис. 1. Общий показатель осмысленности  жизни (Тест СЖО Д.Леонтьева) (баллы)

При статистической обработки  с достоверным уровнем значимости (р<0,05) значимые различия, по методике СЖО Д.Леонтьева в контрольной и экспериментальных группах, во втором триместре, так же как и в первом, отмечаются по общему показателю «ОЖ».

По общему показателю «ОЖ» с уровнем достоверности  р<0,05 в результате статистической обработки выявлены значимые различия. Средний уровень по шкале составил х=113; М=117; Ơ=4063 у контрольной группы и х=121,3; М=124; Ơ=122205 у экспериментальной группы (рис. 2).

Рис. 2. Общий показатель осмысленности  жизни (Тест СЖО Д.Леонтьева) (баллы)

Таким образом, в результате полученных данных мы можем говорить о том, что смысловая сфера беременных женщин имеющих опыт незавершенной беременности наиболее наполнена смысловым содержанием, характеризуется наличием целей и перспектив.

Полученные результаты подтверждают наши предположения о  том, что беременные женщины, имеющие опыт невынашивания беременности характеризуются наполненностью смысловой сферы, то есть способности к самоанализу, переосмыслению, оценке предпосылок условий и течений собственной деятельности, внутренней жизни.

По результатам исследования смысловой сферы методикой СЖО Д. Леонтьева значимых различий по шкалам между группами в третьих триместрах выявлено не было. Уровень осмысленности жизни одинаково высок, в группе беременных женщин ожидающих первого ребенка, и беременных женщин, имеющих опыт  незавершенной беременности (выкидыш).

Можно предположить, что  измеренные нами показатели относятся  к базисной платформе смысловой  структуры личности, которая менее  подвержена изменениям даже в такой  личностно значимой, экзистенциональной ситуации, как беременность и готовность к материнству. Это подтверждается тем, что статистически значимых различий по триместрам между группами по всем шкалам, кроме шкалы общей осмысленности жизни в первом и втором триместрах, выявлено не было.  Базис не чувствителен к уникальности индивида. В нашем случае мы должны рассматривать динамическую смысловую систему (ДСС), которая располагается на этой базисной основе и является уникальной для каждого индивида.

К тому же, процесс смыслообразования  не изменяет «ядерных» смысловых ценностей, а лишь добавляет новые элементы, соответственно уникальности ситуации. Смыслообразование можно определить на языке психологических механизмов как процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» смысловых структур к частным, периферическим, производным в конкретной ситуации, развертывающейся деятельности. Это опредмечивание актуальных потребностей, в результате которого предмет становится мотивом деятельности, приобретая соответствующий смысл; это и окрашивание в сознании личностным смыслом различных фрагментов образа мира, которые выступают как цели либо условия осуществления деятельности.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что субъективное переживание наличия смысла жизни, как правило, связано с осознанием ответственности за результаты своей деятельности, а также о том, что для самоактуализирующейся личности характерно интенсивное переживание осмысленности своей жизни (Д. А. Леонтьев, Калашников, Калашникова 1993). Но сам процесс смыслообразования не изменяет жизненной платформы личности, а лишь привносит новые элементы уникальной ситуации беременности.

Так же мы индивидуально  с каждой женщиной проводили рисуночный тест «Я и мой ребенок».

При исследовании типа переживания  беременности у женщин, имеющих опыт невынашивания беременности и женщин, беременных впервые на первом триместре были выявлены достоверные различия с уровнем значимости р<0,05. В контрольной группе в основном преобладает адекватный тип переживания 68%, тревожный тип – 24%, 8% –  игнорирующий тип переживания беременности. В экспериментальной группе данные показатели следующие: адекватный тип – 23%, тревожный – 72% и игнорирующий 5% (рис.3).


Рис. 3. Распределение типов переживания  беременности у беременных в первом триместре (рисуночный тест «Я и мой ребенок») (%)

Женщины с адекватным типом переживания беременности (68%,23%) характеризуются идентификацией беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения «отличные от состояний  не беременности», интенсивность которых средняя, хорошо выражена. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов.

Так же в  некоторых  случаях, для женщин ожидающих рождения первого ребенка наблюдается  тенденция к проявлению тревожного типа (24%), что с нашей точки зрения является обоснованным, так как беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как кризис развития, характеризуемый глубокими психологическими и соматическими изменениями. Филиппова Г.Г. определяет беременность как острый переходный период, сопровождающийся кризисными переживаниями, которые существенно перестраивают сознание женщины и её взаимоотношение с миром. Особенно стрессовой Г.Г. Филиппова считает первую беременность, она является критической точкой в развитии женской идентичности, переход к которой способствует внутренней и внешней интегрированности и обретению нового социального статуса.

Игнорирующий тип переживания  составляет (8%, 5%). При таком типе переживания беременности идентификация  беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамика эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физические неудобства. Активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

Информация о работе Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь