Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Объект: эмоционально – смысловая сфера беременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
В качестве решения выделенной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы изучения эмоционально-смысловой сферы беременных женщин…………………………………………………………….6
Беременность. Переживание беременности: общая характеристика ………………………………………………………………….6
Эмоционально – смысловая сфера женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь………………………………………………….…….11
2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь…………….18
2.1. Организация и методы исследования……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь ….…………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………...36

Файлы: 1 файл

аномальное равитие курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Смысловое переживание  материнства рассматривается как  психологическое новообразование  в сфере самосознания женщины, принявшей  на себя родительскую роль. Оно проявляется  как внутренняя деятельность смыслового выстраивания материнской позиции, которая может быть проанализирована через внутренний диалог матери.

Смысловое переживание  беременности – это динамический процесс, в котором не происходит содержательная трансформация смыслов (ядерные смыслы остаются неизменными), однако происходит расширение сети смысловых связей за счет включения новых элементов уникальной ситуации.

Проблеме смыслового переживания материнства посвящено  множество теоретических  и прикладных исследований [1, 2, 9, 36]. Анализ собственно психологических работ позволяет  выделить два основных направления исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, их влияния на развитие ребенка [4, 14, 17, 29 и т.д.].

Нам представляется более  перспективным направление анализа  материнства, которое акцентирует  внимание на идее субъективности матери и ребенка несводимости их, к нерасчлененности. Наиболее ярко эта идея воплощена в концепции материнства Г.ГФилипповой, разрабатываемой на основе методологии эволюционно-системного подхода [45, 47, 48]. В этой концепции выделяются онтогенетические этапы развития материнской сферы, содержание которой представлено потребностно-мотивационным, операциональным, ценностно-смысловым блоками. Материнство рассматривается при этом не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная составляющая психологии женщины, формирующаяся на протяжении всей жизни.

Переживание беременности включает физическое и эмоциональное  переживание момента идентификации  беременности, переживание симптоматики беременности, динамики переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.

По характеру преобладающего переживания многие исследователи  делят период беременности на три  этапа: 1) принятие женщиной решения  о сохранении или искусственном  прерывании беременности, 2) начало движения плода, 3) подготовка к родам и  появлению ребёнка в доме.

Под стилем переживания  беременности Г.Г.Филиппова понимает «физическое и эмоциональное  переживание момента идентификации  беременности и ее динамики по триместрам, преимущественный фон настроения, переживание  шевелений плода, содержание активности женщины» [46, 47, 48, с. 64-82]. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности:

- адекватный (в него входит идентификация беременности без сильных и длительных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения «отличные от состояний не беременности», интенсивность которых средняя, хорошо выражена);

-  тревожный (у матерей с данным стилем переживания беременности идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются);

-  эйфорический (все характеристики данного типа носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка; обычно к концу беременности появляются осложнения);

- игнорирующий (при таком типе переживания беременности идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления);

- амбивалентный (общая симптоматика этого стиля сходна с тревожным стилем, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления; характерно возникновение болевых ощущений);

-  отвергающий (идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика беременности ярко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена).

Мы предполагаем, что  выкидыш будет являться особенно травмирующим событием в жизни женщины, так как происходит вне зависимости от желания женщины, является следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка. Женщины, у которых был негативный опыт первой беременности (выкидыш), при повторной беременности будут иметь совершенно иные эмоциональные проявления. Об этом будет говорить выраженное тревожное состояние, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания. Также мы можем говорить об эмоциональной нестабильности, в сочетании с зависимостью от окружающих, недоверчивостью, утомляемостью ранимостью, впечатлительностью с наличием возбуждения и беспокойства. У данной группы женщин преобладает тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события. Это, как мы предполагаем, связано с тем, что беременность у этих женщин проходит со страхом и желанием предотвратить предыдущий негативный опыт беременности. И об этом будет говорить ее поведение, стремление устранить все физические нагрузки и заострение внимания на своих телесных ощущениях.

Преобладающий тревожный  стиль переживания беременности выражает основные характеристики женщин, имеющих негативный опыт первой беременности, а именно это проявляется в  том, что идентификация беременности в этом случае  тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

Женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, тем не менее, обнаруживают его низкую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство. Тревожные беременные в дальнейшем проявляют себя менее успешными в роли матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно контактируют с ними, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.

Смысловая сфера при  повторной беременности будет ограничена данным состоянием. Беременность будет  занимать ведущее положение в  иерархии смыслов, она будет личностно  значима для женщины и ,тем  самым, определять систему жизненных смыслов.

Смысловая сфера данной группы женщин будет обращена в прошлое, в связи с наличием негативного  опыта первой беременности будет  иметь место интерпретация и  анализ ситуаций, которые могли привести к  выкидышу, с целью избежать повторное негативное событие при повторной беременности. Чем ближе при повторной беременности женщина приближается к  моменту прерывания беременности, тем более сосредоточена она будет на внутренних ощущениях, тем большее место в ее смысловой сфере будет отвадиться данному состоянию. На первый план будут выходить мысли о негативном прошлом опыте, интерпретации причин, которые привели к выкидышу, концентрации на соматических ощущениях.

Психологическая готовность к материнству формируется под  влиянием нераздельных биологических и социальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой стороны, выступает как  особое личностное образование. Г.Г.Филиппова указывала на то, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью [46– 52].

С.Ю.Мещерякова выделила группы факторов, указывающие на психологическую  готовность к материнству: в первую группу факторов психологической готовности к материнству относятся особенности  коммуникативного опыта женщины  в ее раннем детстве. Безусловно,  важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения  ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные изменения, подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку [35, с. 18 – 27].

Мы рассматриваем психологическую  готовность к материнству как  специфическое личностное образование, в основе которого лежит осмысленность  образа будущего ребёнка в сознании женщины. При этом мы опираемся на классификацию, выделяющую три типа готовности к материнству: позитивную, негативную и конфликтную.

В нашем исследовании мы предполагаем, что психологическая  готовность к материнству тесно  связана с переживанием беременности, которое представлено эмоциональным и смысловым компонентом. Переживание беременности включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамику переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.

Беременность переживается как одно из событий жизни женщины. Во время беременности активность направлена на перестройку её психологического мира в связи с установлением смыслового соответствия между ней и её будущим ребёнком. Сам процесс переживания, помогает женщине, справится с критической жизненной ситуацией. Ведь, как правило, беременность влечёт за собой изменение отношений с окружающими. Переживание стремится к достижению психического равновесия.

Если женщина в процессе беременности будет испытывать негативные эмоции, высокий уровень тревожности, страх, то данные факторы будут оказывать существенное влияние на готовность к материнству.

Таким образом, мы предполагаем, что переживание беременности и  индивидуально-личностные особенности  будут существенно влиять на психологическую  готовность к материнству, так как это комплексное понятие, которое включает в себя различные факторы.

Женщины, в анамнезе которых  был выкидыш, при повторной беременности нуждаются в психологической  поддержке и стабилизации эмоционального состояния. Так как это особое жизненное событие, которое накладывает отпечаток на дальнейшее отношение женщины к последующей беременности и родам.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы  беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь

§ 2.1. Организация и методы исследования

 

С целью подтверждения  практикой теоретического положения  исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. В  ней можно выделить основные этапы по Б.Г. Ананьеву.

Первый этап – организационный (планирование).

На данном этапе выбираем группу для исследования нашей проблемы. Готовим помещение и диагностический инструментарий, т.е. методики, которые заранее подготовили и проанализировали, чтобы они подходили для данной группы.

Второй этап – эмпирический (сбор данных).

На втором этапе мы даем инструкцию женщинам. Мотивируем их к прохождению методик. Проводим беседу (вербально –коммуникативный метод), психодиагностический метод и метод изучения продуктов деятельности.

Третий этап – обработка  данных

На этом этапе мы пользуемся методами первичной обработки данных (построение диаграмм, гистограмм).

Четвертый этап – интерпретация  результатов.

На данном этапе мы интерпретируем полученные данные, используя  генетический метод.

Целью нашей работы являлось выявить особенности эмоционально – смысловой сферы  женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.

Для реализации поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

  1. Изучить разработанность проблемы эмоционально – смысловой сферы беременности женщин в отечественной и зарубежной литературе;
  2. Изучить разработанность проблемы эмоционально – смысловой сферы беременности женщин в отечественной и зарубежной литературе;
  3. Изучить особенности  беременности женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь;
  4. Выявить особенности эмоционально – смысловой сферы беременности женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.

Исследовательскую группу составили женщины, которые наблюдаются в женской консультации городской поликлиники № 4 города Белгорода, улица Садовая. Количество испытуемых составили 30 женщин, 15 женщин – контрольная группа (беременные женщины ожидающего первого ребенка), 15 – экспериментальная  (беременные женщины, имеющие опыт репродуктивных потерь).

Экспериментальный инструментарий составили следующие методы:

Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО, Д.А.Леонтьева)

Тест смысложизненных  ориентации является адаптированной версией  теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана  авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора  Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Информация о работе Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь