Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, курсовая работа
Цель: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Объект: эмоционально – смысловая сфера беременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
В качестве решения выделенной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;
Введение……………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы изучения эмоционально-смысловой сферы беременных женщин…………………………………………………………….6
Беременность. Переживание беременности: общая характеристика ………………………………………………………………….6
Эмоционально – смысловая сфера женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь………………………………………………….…….11
2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь…………….18
2.1. Организация и методы исследования……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь ….…………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………...36
Смысловое переживание
материнства рассматривается
Смысловое переживание беременности – это динамический процесс, в котором не происходит содержательная трансформация смыслов (ядерные смыслы остаются неизменными), однако происходит расширение сети смысловых связей за счет включения новых элементов уникальной ситуации.
Проблеме смыслового
переживания материнства
Нам представляется более
перспективным направление
Переживание беременности
включает физическое и эмоциональное
переживание момента
По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: 1) принятие женщиной решения о сохранении или искусственном прерывании беременности, 2) начало движения плода, 3) подготовка к родам и появлению ребёнка в доме.
Под стилем переживания
беременности Г.Г.Филиппова понимает
«физическое и эмоциональное
переживание момента
- адекватный (в него входит идентификация беременности без сильных и длительных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения «отличные от состояний не беременности», интенсивность которых средняя, хорошо выражена);
- тревожный (у матерей с данным стилем переживания беременности идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются);
- эйфорический (все характеристики данного типа носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка; обычно к концу беременности появляются осложнения);
- игнорирующий (при таком типе переживания беременности идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления);
- амбивалентный (общая симптоматика этого стиля сходна с тревожным стилем, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления; характерно возникновение болевых ощущений);
- отвергающий (идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика беременности ярко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена).
Мы предполагаем, что выкидыш будет являться особенно травмирующим событием в жизни женщины, так как происходит вне зависимости от желания женщины, является следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка. Женщины, у которых был негативный опыт первой беременности (выкидыш), при повторной беременности будут иметь совершенно иные эмоциональные проявления. Об этом будет говорить выраженное тревожное состояние, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания. Также мы можем говорить об эмоциональной нестабильности, в сочетании с зависимостью от окружающих, недоверчивостью, утомляемостью ранимостью, впечатлительностью с наличием возбуждения и беспокойства. У данной группы женщин преобладает тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события. Это, как мы предполагаем, связано с тем, что беременность у этих женщин проходит со страхом и желанием предотвратить предыдущий негативный опыт беременности. И об этом будет говорить ее поведение, стремление устранить все физические нагрузки и заострение внимания на своих телесных ощущениях.
Преобладающий тревожный стиль переживания беременности выражает основные характеристики женщин, имеющих негативный опыт первой беременности, а именно это проявляется в том, что идентификация беременности в этом случае тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
Женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, тем не менее, обнаруживают его низкую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство. Тревожные беременные в дальнейшем проявляют себя менее успешными в роли матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно контактируют с ними, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.
Смысловая сфера при повторной беременности будет ограничена данным состоянием. Беременность будет занимать ведущее положение в иерархии смыслов, она будет личностно значима для женщины и ,тем самым, определять систему жизненных смыслов.
Смысловая сфера данной группы женщин будет обращена в прошлое, в связи с наличием негативного опыта первой беременности будет иметь место интерпретация и анализ ситуаций, которые могли привести к выкидышу, с целью избежать повторное негативное событие при повторной беременности. Чем ближе при повторной беременности женщина приближается к моменту прерывания беременности, тем более сосредоточена она будет на внутренних ощущениях, тем большее место в ее смысловой сфере будет отвадиться данному состоянию. На первый план будут выходить мысли о негативном прошлом опыте, интерпретации причин, которые привели к выкидышу, концентрации на соматических ощущениях.
Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием нераздельных биологических и социальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой стороны, выступает как особое личностное образование. Г.Г.Филиппова указывала на то, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью [46– 52].
С.Ю.Мещерякова выделила
группы факторов, указывающие на психологическую
готовность к материнству: в первую
группу факторов психологической готовности
к материнству относятся
Мы рассматриваем
В нашем исследовании мы предполагаем, что психологическая готовность к материнству тесно связана с переживанием беременности, которое представлено эмоциональным и смысловым компонентом. Переживание беременности включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамику переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.
Беременность переживается как одно из событий жизни женщины. Во время беременности активность направлена на перестройку её психологического мира в связи с установлением смыслового соответствия между ней и её будущим ребёнком. Сам процесс переживания, помогает женщине, справится с критической жизненной ситуацией. Ведь, как правило, беременность влечёт за собой изменение отношений с окружающими. Переживание стремится к достижению психического равновесия.
Если женщина в процессе беременности будет испытывать негативные эмоции, высокий уровень тревожности, страх, то данные факторы будут оказывать существенное влияние на готовность к материнству.
Таким образом, мы предполагаем, что переживание беременности и индивидуально-личностные особенности будут существенно влиять на психологическую готовность к материнству, так как это комплексное понятие, которое включает в себя различные факторы.
Женщины, в анамнезе которых был выкидыш, при повторной беременности нуждаются в психологической поддержке и стабилизации эмоционального состояния. Так как это особое жизненное событие, которое накладывает отпечаток на дальнейшее отношение женщины к последующей беременности и родам.
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь
С целью подтверждения
практикой теоретического положения
исследования нами была организована
опытно-экспериментальная
Первый этап – организационный (планирование).
На данном этапе выбираем группу для исследования нашей проблемы. Готовим помещение и диагностический инструментарий, т.е. методики, которые заранее подготовили и проанализировали, чтобы они подходили для данной группы.
Второй этап – эмпирический (сбор данных).
На втором этапе мы даем инструкцию женщинам. Мотивируем их к прохождению методик. Проводим беседу (вербально –коммуникативный метод), психодиагностический метод и метод изучения продуктов деятельности.
Третий этап – обработка данных
На этом этапе мы пользуемся методами первичной обработки данных (построение диаграмм, гистограмм).
Четвертый этап – интерпретация результатов.
На данном этапе мы интерпретируем полученные данные, используя генетический метод.
Целью нашей работы являлось выявить особенности эмоционально – смысловой сферы женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Для реализации поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Исследовательскую группу составили женщины, которые наблюдаются в женской консультации городской поликлиники № 4 города Белгорода, улица Садовая. Количество испытуемых составили 30 женщин, 15 женщин – контрольная группа (беременные женщины ожидающего первого ребенка), 15 – экспериментальная (беременные женщины, имеющие опыт репродуктивных потерь).
Экспериментальный инструментарий составили следующие методы:
Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО, Д.А.Леонтьева)
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.