Эмоциональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 00:03, реферат

Описание работы

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................2
1. Понятие стресса.........................................................................................3
2. Психологические признаки стресса........................................................4-5
3. Динамика развития стрессового состояния............................................5-6
4. Влияние стресса на поведение и деятельность человека......................7-8
Заключение..................................................................................................9
Литература...................................................................................................10

Файлы: 1 файл

физиология срс 3.docx

— 26.40 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.........................................................................................................2

1. Понятие стресса.........................................................................................3

2. Психологические  признаки стресса........................................................4-5

3. Динамика развития  стрессового состояния............................................5-6

4. Влияние стресса  на поведение и деятельность  человека......................7-8

Заключение..................................................................................................9

Литература...................................................................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических  процессов и состояний, которые  отражают непосредственные переживания  индивида и воздействуют на его поведение  и деятельность. Особая роль здесь  отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным  напряжением. К ним относится  и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние  психического напряжения, возникающее  у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как  в повседневной жизни, так и при  особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные  события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы... Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла  любимая команда, автобусную остановку  перенесли дальше от дома...

Жители крупных городов  сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм жизни, большое  количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую - более ответственная и  нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той  же стрессовой ситуации на разных людей  может быть совершенно различным. Одного обокрали - он заработал в два  раза больше, другого обокрали - он с  горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его  развития, а также влияния стресса  на поведение человека, в том числе  и криминогенное влияние.

 

 

 

 

 

1. Понятие стресса

О стрессе говорят и  пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает  стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную  перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход  его поведения».

Г. Селье, который ввел понятие  стресса в 1936 г., определяет стресс как  «неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.

Дословно это слово  переводится как «напряжение», и  довольно часто им обозначается широкий  круг состояний человека. Но это  всегда – напряжение всего организма  человека, отвечающего на воздействие  различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический  стресс (перенапряжение физиологических  функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем  руку в ледяную воду и у нас  возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как  более сложное интегративное  состояние требует обязательного  анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.

Если при физиологическом  стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны  и не всегда предсказуемы. Психологический  стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными  особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные  психологические стрессоры и  универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень  слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень  сильный раздражитель, не может вызвать  стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти  факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в  условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных  управленческих функций с высокой  степенью ответственности за последствия  принимаемых решений (например, в  условиях аварийной ситуации). Эмоциональный  стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное  нападение, стихийные разрушения, личностно  значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье введением понятий  «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал  понимание стресса. Эустресс - положительные  эмоциональные реакции организма  на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс  – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями  в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным  или отрицательным, это всегда будет  состояние потери равновесия. Таким  образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он –  неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса  может стать критической для  субъекта лишь в том случае, когда  он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей  себе все его существо, и при  условии, что он не предполагает возникновения  каких-либо препятствий во внешнем  или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

 

2. Психологические  признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что  человек находится в состоянии  стресса:

Эмоциональные признаки, они  проявляются в беспокойстве, сниженном  общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии  к окружающим и близким, своей  собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства  беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия  дает о себе знать появлением необычной  гневливости и агрессивности, чувстве  паники, постоянной раздражительности  и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к  себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более  чем игра на публику, а иногда –  убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях  они становятся деспотичными, любое  несогласие принимают как попытку  унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые  люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс  деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и  дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще  больше опасаются, что их несамостоятельность  заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с  принятием решения и выполнением  задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В  таких условиях очень трудно принять  решение, даже самое простое, а главное  – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное  влияние на физическое и психическое  здоровье человека.

 

3. Динамика развития  стрессового состояния

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выглядит следующим образом. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования "борьба или бегство", требующий прежде всего мощной активизации. За коротким периодом приостановки текущей деятельности, который при чрезмерной интенсивности стресс-фактора может привести к шоку или даже летальному исходу, следует бурный активности, сопровождающейся сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха, эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. На этой стадии помимо усиления мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования.

Однако часто, несмотря на повышенную мобилизацию ресурсов, человек  не находит позитивного разрешения ситуации, поиск новой тактики  и стратегии поведения затягивается. В этом случае развивается дистресс, который в обыденном сознании, собственно, и связывают со стрессом. Для данного периода характерно появление элементов дезорганизации целенаправленного поведения: совершение случайных, необдуманных действий и  ошибок, неоправданный риск, пассивное  пережидание и др. Именно в этот момент люди обращаются за помощью  к окружающим. Проблему на этой стадии часто может разрешить, например, телефонный звонок, подсказка, совет, просто участие.

Однако если затруднение  по-прежнему не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные нарушения  биологической и психологической  адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются  и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния. К ним относятся в первую очередь  неврозы - обратимые состояния, связанные  с нарушением психологических, эмоциональных  и мотивационных компонентов  деятельности. Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. - все это  укоренившиеся проявления последствий  стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти  в тяжелые психические расстройства.

Человек, находящийся в  состоянии стресса на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить впечатление  физически и психически здорового. Однако что-то в характере подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят о сильных личностных деформациях. Это типичный и весьма распространенный вид нарушений, связанный, как правило, с выполнением социально значимых функций, профессиональной деятельностью, когда человек буквально превращается в деспота. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб. Каждый из нас, вероятно, не раз сталкивался с подобными персонажами: учителем, который тиранит учеников, врачом, который, похоже, ненавидит пациентов и т.д. Причем в таких случаях страдают не только окружающие, но и сама "зловредная личность".

Подобные нарушения либо перерастают, в конечном счете, в  тяжелые психосоматические клинические  заболевания, либо толкают своих  жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном случае можно  проследить цепочку нанизывающихся друг на друга неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к  столь плачевным результатам.

 

4. Влияние стресса  на поведение и деятельность  человека

Мы уже отмечали, что  объективными признаками, по которым  можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение  сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания  и пр.) и психологические (переживание  тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в  ее напряжении.

Информация о работе Эмоциональный стресс