Эмоциональный интеллект в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

В последнее время термин emotional intelligence - эмоциональный интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта»

Содержание работы

Введение
1. Понятие «эмоциональный интеллект»
2. Эмоциональная компетентность
3. Проблема развития эмоционального интеллекта
4. Модели эмоционального интеллекта
5. Способы диагностики: тестирование и оценка
6. Эмоциональный интеллект в бизнесе
Литература

Файлы: 1 файл

Эмоциональный интеллект.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

3. Проблема развития эмоционального интеллекта

 

Проанализировав свое поведение в области советов и напутствий, учтя освоенную информацию, я дала себе установку: отныне никаких пожеланий близким с частицей “не” - только позитив. Казалось бы, что может быть проще? А вы попробуйте! Вместо “не потеряй ключи” - сохрани, принеси домой или дверь откроешь сам… Вместо “не разбей вазу” - донеси ее целой, будь аккуратнее или поставь ее в сервант? Придется расширить используемый запас слов и полистать словарь антонимов…

Но оказалось, самая  большая проблема кроется не в  нехватке нужных слов, а в укоренившейся  привычке в подобных ситуациях произносить  именно так, а не иначе.

Есть хороший способ, который рекомендуется для борьбы со словами-паразитами:

Шаг 1. Слушать себя и  замечать ошибки (начал слышать - процесс исправления пошел).

Шаг 2. За каждое неправильное слово нужно произнести слово-наказание (оно может быть любым - от “мяу” до “извините”).

Второй пункт данного  рецепта в моем случае я преобразовала  в обязательство повторять всю фразу в переделанном варианте, не содержащем отрицательной частицы “не”.

Так вот, мне понадобилось почти два (!) года для того, чтобы  научиться на автомате все произносимые мной напутствия сразу формулировать в позитивном виде.

Почему я так подробно остановилась на разборе этого примера? Он очень хорошо иллюстрирует тему нашего обсуждения - развитие эмоционального интеллекта (ЭИ). Обнаружить проблему - захотеть ее изменить — постоянно и настойчиво работать, используя любую возможность. При этом следует помнить, что изменения навыков эмоционального сознания не происходят быстро: если для освоения дополнительной информации вам может хватить нескольких дней, то изменение одной эмоциональной реакции с привычной, закрепленной годами на новую потребует многих месяцев.

Итак, чтобы добиться успеха в развитии собственного ЭИ, надо учитывать три главных правила.

  1. Имеющегося начального уровня ЭИ должно быть достаточно, чтобы критически оценить его реальное состояние и заметить ту область, где есть пробелы.
  2. Желание изменить (развить) определенную составляющую ЭИ должно быть искренним и осознанным.
  3. Для развития навыков ЭИ нужно использовать любую возможность, делать это все время, не ограничиваясь только периодом работы или нахождением в офисных условиях. При этом надо понимать, что требуемое время для приобретения новых способностей ЭИ на несколько порядков больше, чем для освоения любых технологичных компетенций.

Давайте разберем эти правила на примере, относящемся к развитию конкретной составляющей ЭИ - самоконтроля. Предположим, что вам не нравится ваша несдержанность при управлении своими эмоциями. Как вы это установили? Например, проанализировав ход своей жизни, вы обнаружили, что допускаемая вами реакция на высказывания окружающих не способствует вашему успеху ни в карьере, ни в личной жизни (таким образом, реализовано первое правило). Вас это не устраивает, и вы искренне желаете изменить свое поведение в эмоциональной области (сработало второе правило).

Приступаем непосредственно  к реализации третьего пункта. Выберите конкретные ситуации в каждой сфере своей жизни. Например:

  • я часто выхожу из себя, когда начальник говорит, что сотрудники моего отдела не справляются со своими обязанностями;
  • я очень раздражаюсь, когда подчиненные не понимают сразу моих объяснений и не могут ответить на простые вопросы;
  • я злюсь, когда мама критикует мои методы воспитания детей;
  • я бешусь, когда мне грубит продавщица в магазине.

Каждая из приведенных  ситуаций (назовем их контрольными) вам хорошо знакома, а значит, вы можете вспомнить со всеми подробностями, из-за чего возникает раздражение, как развивается разговор и почему конкретно вас не устраивает полученный результат.

Проанализировав всё перечисленное, вы должны:

  • обозначить признаки начала каждой контрольной ситуации;
  • наметить цель или описать такое развитие разговора, которое будет благоприятным для вас (или ваших окружающих), вашего успеха;
  • придумать конкретные действия, фразы, которые с наибольшей вероятностью приведут каждый случай к нужному вам результату.

Очень важно, чтобы в  вашем сознании были точно определены все известные вам приметы начала контрольной ситуации. Образно говоря, обнесите их указателями, сделайте так, чтобы в критический момент в мозгу зажигалась надпись: “Внимание! Ситуация 1, подготовились к варианту А!”.

Если вы хотите, чтобы  результат изменений проявился  как можно раньше, то упражняйтесь везде, используйте любую возможность  дома, на работе, при общении с посторонними.

Эффективность преобразований повышает и выполнение данного себе обязательства: если не получилось сделать правильно, нельзя оставлять ситуацию без изменений, нужно либо исправлять, либо извиняться, либо “лишать себя сладкого”.

Приведенные принципы можно применять для развития любой составляющей ЭИ. На Западе существуют специальные курсы для этого. Продолжительность таких программ развития ЭИ, по мнению Рейвена Бар-Она (именно он впервые ввел обозначение EQ - Emotional Quotient, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта), должна занимать не менее шести месяцев.

Пока я не слышала  о подобных курсах в России, но ясно, что не каждый сможет позволить себе такое удовольствие. А совершенствоваться хочется, а успех нужен. Его достижение без развитого ЭИ очень затратно, некоторые психологи утверждают, что невозможно.

Поэтому в дополнение к трем правилам развития ЭИ, озвученным выше, приведу принципы составления программы самоуправляемого обучения. Они, собственно, заключены в определении “самоуправляемое”.

Почему самоуправляемое?

  • САМОуправляемое потому, что в намеченной программе преобразований будут присутствовать только те качества, которые вы сами искренне и осознанно хотите у себя видеть. Это не те ваши недостатки, на которые вам указал руководитель или близкий человек, если вы с ним не согласились или считаете, что они не главные. Это не то, что надо делать, а то, чего вы по-настоящему хотите достичь;
  • самоУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что вы будете использовать любую возможность, развиваться постоянно, не ограничиваясь только периодом работы или нахождением дома;
  • САМОУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что анализ самого себя, то есть своих качеств, вы будете периодически проводить заново, чтобы постоянно уточнять свою программу развития.

Так вот, если вы действительно  хотите развивать свой ЭИ, то запомните  приведенные здесь правила, вооружитесь  терпением и непреклонным намерением измениться. Будьте уверенными в удаче, и у вас непременно получится всё, что вы наметили!

А когда достигнете нужного результата, позвоните близкому человеку и посидите с ним вечером в том кафе на углу, за дальним столиком - помните?

Хотя сфера моих интересов  и лежит в сфере психоанализа и глубинной психологии, некоторые психологические темы кажутся мне интересными, одна из таких тем - эмоциональный интеллект - одна из последних теорий лидерства.

Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства  множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной  мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются  не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

                               4. Модели эмоционального интеллекта

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.

Понятие социального  интеллекта как раз и явилось  звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер  Салоуэй в 1990 году выпустил статью под  названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор  Джон Майер определяют эмоциональный  интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.

Как позже написал  коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.

Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект  в трактовке Бар-Она это все  некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как  континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана

Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.

Информация о работе Эмоциональный интеллект в бизнесе