Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
3. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
1.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рефлексия.
Какое настроение у тебя сейчас?
Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
Мною были проведены следующие методы исследования: методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма, методика «Рисунок семьи» и опросник «Родительское отношение к ребенку».
В результате изучения влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста было выявлено, что для ребенка, пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате психолого-педагогической и социально-психической литературы по проблеме исследования было выявлено:
Конфликт в дошкольном возрасте – это определённый тип отношений ребёнка с взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; неблагоприятная семейная обстановка; личностная предрасположенность к конфликту.
Методы исследования позволили выявить дошкольников как с высоким уровнем эмоциональности, так со средним и низким. Исследования показали, что решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, т.е. определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому оказывает семья с ее своеобразным психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов). В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Но в то же время можно отметить, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т.д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и тем самым повлияют на эмоциональное состояние ребенка.
Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.-144 с.
2. Выготский, Л.С.Педагогическая психология.- М.,1980.- 2 т.
3. Детская психология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
4. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997.
5. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.- 80 с.
6. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. № 9, 1988.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Изд. центр “Академия”. - 1997. – 608 с.
8. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
9. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.
10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
11. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.:Владос, 2003. -160 с.
12. Смирнова, Е.О., Калягина, Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. № 2. 2005.
13. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10.
14. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.
15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 336 с.
16.Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства.- Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999. – 157 с.
17.Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 100-102.
18. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.
19. Якобсон, С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / Психология формирования и развития личности- М.: Наука, 1981. - 364с.
Табл.1
Список детей и дополнительные данные
№ |
Имена детей |
Состав семьи |
Количество детей |
Дополнительные данные |
1 |
А.Саша |
полная |
один в семье |
- |
2 |
Б.Вика |
полная |
один в семье |
- |
3 |
Б.Маргарита |
неполная (нет папы) |
одна в семье |
- |
4 |
В.Влад |
полная |
один в семье |
- |
5 |
Г.Лиза |
полная |
одна в семье |
- |
6 |
Ж.Настя |
полная, многодетная |
3-е (она + 2 брата) |
- |
7 |
К.Валентин |
неполная (нет папы) |
один в семье |
- |
8 |
К.Маша |
полная |
2-е (она + брат) |
- |
9 |
Л.Ульяна |
полная |
2-е (она + брат) |
- |
10 |
М.Лиза |
полная |
2-е (она + сестра) |
- |
11 |
М.Саша |
полная, многодетная |
3-е (она + 2 сестры) |
- |
12 |
М.Яна |
полная |
одна в семье |
- |
13 |
С.Арина |
полная |
одна в семье |
живут с бабушкой |
14 |
С.Виталина |
полная |
одна в семье |
- |
15 |
С.Женя |
неполная (нет папы) |
одна в семье |
живут с дядей; домашних животных нет |
16 |
С.Игорь |
неполная (нет папы), многодетная |
3-е (он + брат,сестра) |
- |
17 |
Т.Денис |
полная |
2-е (он + брат) |
- |
18 |
У.Влад |
полная |
2-е (он + брат) |
- |
19 |
Х.Алина |
полная |
2-е (она + сестра) |
- |
20 |
Х.Максим |
полная |
одна в семье |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок
I ситуация
Имена детей |
Что чувствуют персонажи этой сценки |
Уровень эмоциональности |
К.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.Алина |
Он сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются. |
Высокий |
Б.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.Виталина |
Он испугался. Его нужно пожалеть. |
Средний |
А.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Максим |
Некоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует. |
Низкий |
II ситуация
Имена детей |
Что чувствуют персонажи этой сценки |
Уровень эмоциональности |
К.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.Алина |
Ей плохо, обидно. Она сейчас заплачет. Ее жалко. |
Высокий |
Б.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.Виталина |
Жалко. Она хочет играть. |
Средний |
А.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Максим |
Ей просто не хочется играть. Некоторые говорили, что не знают чего она стоит, а некоторые вообще молчали. |
Низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи»
Симптомокомплекс |
Симптом |
Список детей |
Благоприятная семейная ситуация |
Общая деятельность всех членов семьи |
М.Лиза С.Женя |
Преобладание людей на рисунке | ||
Изображение всех членов семьи | ||
Отсутствие изолированных членов семьи | ||
Отсутствие штриховки | ||
Хорошее качество линий | ||
Отсутствие показателей враждебности | ||
Адекватное распределение людей на листе | ||
Другие возможные признаки | ||
Тревожность |
Штриховка |
В. Влад К.Валентин К. Маша М.Саша С.Арина С.Виталина |
Линия основания – пол | ||
Линия над рисунком | ||
Линия с сильным нажимом | ||
Стирание | ||
Преувеличение внимания к детям | ||
Преобладание вещей | ||
Двойные или прерывистые линии | ||
Подчеркивание отдельных деталей | ||
Другие возможные признаки | ||
Конфликтность |
Барьеры между фигурами |
Б.Вика Г.Лиза Л.Ульяна Т.Денис |
Стирание отдельных фигур | ||
Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур | ||
Выделение отдельных фигур | ||
Изоляция отдельных фигур | ||
Неадекватная величина отдельных фигур | ||
Несоответствие вербального описания и рисунка | ||
Преобладание вещей | ||
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | ||
Член семьи, стоящий спиной | ||
Другие возможные признаки |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте