Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
3. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
1.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая влияние конфликтов на эмоциональное развитие дошкольников.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Рефлексия.

Какое настроение у тебя сейчас?

Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

 

 

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

 

 Мною были проведены следующие методы исследования: методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма, методика «Рисунок семьи» и опросник «Родительское отношение к ребенку».

           В результате изучения влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста было выявлено, что для ребенка, пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний  уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В результате психолого-педагогической и социально-психической литературы по проблеме исследования было выявлено:

Конфликт в дошкольном возрасте – это определённый тип отношений ребёнка с взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;   неблагоприятная семейная обстановка;  личностная предрасположенность к конфликту.

Методы исследования позволили выявить дошкольников как с высоким уровнем эмоциональности, так со средним и низким. Исследования показали, что решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, т.е. определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому оказывает семья с ее своеобразным психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов). В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких  ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Но в то же время можно отметить, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т.д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и тем самым повлияют на эмоциональное состояние ребенка.  

Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.-144 с.

2. Выготский, Л.С.Педагогическая психология.- М.,1980.- 2 т.

3. Детская психология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

4. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997.

5. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.- 80 с.

6. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. № 9, 1988.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Изд. центр “Академия”. - 1997. – 608 с.

8. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.

9. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие  /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.

11. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.:Владос, 2003. -160 с.

12. Смирнова, Е.О., Калягина, Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. № 2. 2005.

13. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10.

        14. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.

15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 336 с.

16.Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства.- Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999. – 157 с.

17.Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

18.  Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -  М.: Педагогика, 1984. - 144с.

19. Якобсон, С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / Психология формирования и развития личности-  М.: Наука, 1981. - 364с.

 

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Табл.1

Список детей и дополнительные данные

Имена детей

Состав семьи

Количество детей

Дополнительные данные

1

А.Саша

полная

один в семье

-

2

Б.Вика

полная

один в семье

-

3

Б.Маргарита

неполная (нет папы)

одна в семье

-

4

В.Влад

полная

один в семье

-

5

Г.Лиза

полная

одна в семье

-

6

Ж.Настя

полная, многодетная

3-е (она + 2 брата)

-

7

К.Валентин

неполная (нет папы)

один в семье

-

8

К.Маша

полная

2-е (она  + брат)

-

9

Л.Ульяна

полная

2-е (она + брат)

-

10

М.Лиза

полная

2-е (она + сестра)

-

11

М.Саша

полная, многодетная

3-е (она + 2 сестры)

-

12

М.Яна

полная

одна в семье

-

13

С.Арина

полная

одна в семье

живут с бабушкой

14

С.Виталина

полная

одна в семье

-

15

С.Женя

неполная (нет папы)

одна в семье

живут с дядей; домашних животных нет

16

С.Игорь

неполная (нет папы), многодетная

3-е (он + брат,сестра)

-

17

Т.Денис

полная

2-е (он + брат)

-

18

У.Влад

полная

2-е (он + брат)

-

19

Х.Алина

полная

2-е (она + сестра)

-

20

Х.Максим

полная

одна в семье

-


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                                                                                         Табл.2

Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок

I ситуация

Имена детей

Что чувствуют персонажи этой

сценки

Уровень эмоциональности

К.Маша

М.Лиза

С.Арина

С.Женя

Х.Алина

Он сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются.

 

 

Высокий

Б.Вика

В.Влад

Г.Лиза

К.Валентин

Л.Ульна

М.Саша

С.Виталина

Он испугался. Его нужно пожалеть.

 

 

 

Средний

А.Саша

Б.Маргарита

Ж.Настя

М.Яна

С.Игорь

Т.Денис

У.Влад

Х.Максим

Некоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует.

 

 

 

Низкий


 

 

 

II ситуация

Имена детей

Что чувствуют персонажи этой

сценки

Уровень эмоциональности

К.Маша

М.Лиза

С.Арина

С.Женя

Х.Алина

Ей плохо, обидно. Она сейчас заплачет.

Ее жалко.

 

 

Высокий

Б.Вика

В.Влад

Г.Лиза

К.Валентин

Л.Ульна

М.Саша

С.Виталина

Жалко. Она хочет играть.

 

 

Средний

А.Саша

Б.Маргарита

Ж.Настя

М.Яна

С.Игорь

Т.Денис

У.Влад

Х.Максим

Ей просто не хочется играть. Некоторые говорили, что не знают чего она стоит, а некоторые вообще молчали.

 

 

 

Низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                                                                                                         Табл.3

«Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи»

Симптомокомплекс

Симптом

Список детей

Благоприятная семейная ситуация

Общая деятельность всех членов семьи

М.Лиза

С.Женя

Преобладание людей на рисунке

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных членов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линий

Отсутствие показателей враждебности

Адекватное распределение людей на листе

Другие возможные признаки

Тревожность

Штриховка

В. Влад

К.Валентин

К. Маша

М.Саша

С.Арина

С.Виталина

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличение внимания к детям

Преобладание вещей

Двойные или прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

Другие возможные признаки

Конфликтность

Барьеры между фигурами

Б.Вика

Г.Лиза

Л.Ульяна

Т.Денис

Стирание отдельных фигур

Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствие вербального описания и рисунка

Преобладание вещей

Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

Член семьи, стоящий спиной

Другие возможные признаки


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                                                                                                                         Табл.4

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте