Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
3. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
1.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая влияние конфликтов на эмоциональное развитие дошкольников.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Демонстративность как устойчивая личностная особенность. Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении.

Особенности детей с нарушением социальной компетентности.

Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе, возможно, преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Конфликт в дошкольном возрасте – это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками. О.Н. Нифонтова выделяет причины возникновения конфликтных ситуаций у детей:

- отсутствие или недостаточное  развитие игровых умений и  навыков общения;

- неблагоприятная семейная обстановка;

- личностная предрасположенность  к конфликту.

Обобщив результаты исследований многих педагогов и психологов, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

- поло-ролевое поведение (выбор  игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения с взрослыми и сверстниками);

- способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

- самосознание (знание и принятие  своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

- самооценка (завышенная адекватная  – неадекватная, средняя, заниженная);

- усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего  обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.) [7, с. 10].

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

 

 

1. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Вся деятельность дошкольника является  эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная  деятельность и сложные формы общения  детей

 

2. Развитие детей в семье, круг  интересов родителей, их интеллектуальный уровень, позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания,  продуктивной умственной деятельности.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье.

 

3. Конфликт в дошкольном возрасте – это определённый тип отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;   неблагоприятная семейная обстановка; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

2.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника

 

Цель экспериментального исследования: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.

Методики исследования

 1. Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

2. Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма.

3. Методика «Рисунок семьи»

4. Опростник «Родительское отношение к ребенку»

Описание методик

1. Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок [15, с. 99-100].

Подготовка исследования. Подобрала ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

2. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

 Были подготовлены 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования. Исследование проводилось с детьми 5 - 6 лет.

        Подготовленные заранее дети разыгрывали перед группой сценки, затем экспериментатор спрашивал у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Обработка данных. Данные оформляют в таблицу, анализируют.

Например, ответы детей по первой ситуации:

Таблица 1

Имена детей

Что чувствуют персонажи этой

сценки

Уровень эмоциональности

К.Маша

М.Лиза

С.Арина

С.Женя

Х.Алина

Он сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются.

 

 

Высокий

Б.Вика

В.Влад

Г.Лиза

К.Валентин

Л.Ульна

М.Саша

С.Виталина

Он испугался. Его нужно пожалеть.

 

 

 

Средний

А.Саша

Б.Маргарита

Ж.Настя

М.Яна

С.Игорь

Т.Денис

У.Влад

Х.Максим

Некоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует.

 

 

 

Низкий


 

 Точно также и во второй  ситуации данные были занесены  в таблицу (см. Приложение 2).

После чего, все полученные данные были обработаны и зафиксированы в таблице 2.1.

2. Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма (по частям) [15, с. 100-102].

Проведение исследования. При просмотре мультфильма «Снежная Королева», наблюдают, как дети воспринимают его.

Обработка данных. Фиксируют эмоциональное поведение детей при просмотре мультфильма и оценивают.

3. Методика «Рисунок семьи» [14, с. 157- 164].

Целью данной методики было выявить отношение ребенка к членам своей семьи.

Ведь особенности графических презентаций членов семьи дают информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельным членам семьи, о том, как ребенок их воспринимает, о «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т.д. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. 

Проведение. Используют лист белой бумаги, карандаш и ластик (допустимо использование цветных карандашей). Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью», не объясняя, что обозначает слово «семья». Если ребенок спросит, что ему рисовать, нужно повторить еще раз инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается.

После выполнения задания нужно получить как можно больше информации вербальным путем и зафиксировать ее.

4. Опросник «Родительское отношение к ребенку»

Родителям было предложено ответить на 61 вопрос: да или нет.

Целью данного опросника было изучить отношение родителей к ребенку.

В результате чего, после обработки данных было выяснено, что не все родители отвечали искренно.

 

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Полученные данные были занесены в таблицу (см. Приложение 2, I и II ситуации).

Таблица 2.1

Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок 

Уровень развития эмоций

Мальчики

Девочки

АВ

%

АВ

%

Высокий уровень

-

-

5

38,5

Средний уровень

2

28,6

5

38,5

Низкий уровень

5

71,4

3

23

Всего

7

100

13

100


 

Табличные данные показывают, что только  для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени  выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Результаты изучения эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма

Полученные данные были занесены в таблицу 2.2

 

Таблица 2.2

Эмоциональное проявление детей при просмотре мультфильма

 

Список детей

Эмоциональные реакции

Оценка

А.Саша

Сказал, что ему не интересно

Н

Б.Вика

Слегка отвлекалась, комментировала

С

Б.Маргарита

Ноль эмоций

Н

В.Влад

Сказал, что на месте Кая убежал бы от Снежной Королевы

С

Г.Лиза

Боялась Снежную Королеву, закрывала лицо руками

С

Ж.Настя

Ноль эмоций

Н

К.Валентин

Реагировал беспокойно

С

К.Маша

Хлопала в ладоши, комментировала

В

Л.Ульяна

Не понравилась Снежная Королева, потому что она злая. Просто ее ни кто не жалеет и ей неским играть.

С

М.Лиза

Полное сочувствие переживаниям героев

В

М.Саша

Сказала, что ее отец похож на Снежную Королеву

С

М.Яна

Не проявляла интереса

Н

С.Арина

Живая мимика, восклицание

В

С.Виталина

Спокойное поведение, внимательность

С

С.Женя

Готова была помочь Герде прогнать снежную королеву

В

С.Игорь

Не проявлял интереса

Н

Т.Денис

Не определил, что ему понравилось

Н

У.Влад

Не проявлял интереса

Н

Х.Алина

Смотрела с удовольствием. Сказала по секрету, что ей очень понравился мультфильм

В

Х.Максим

Мешал остальным детям смотреть мультфильм

Н

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте