Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение особенностей эмоционального и интеллектуального развития детей в раннем возрасте, их достижения.
Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности периода раннего детства, о важной роли взрослых в жизни ребенка. Так же в мои задачи входит изучение психологического понятия «познания» и «поведения». Изучить особенности ребенка до трех лет. Изучить и проанализировать соответствующую литературу и на ее основе сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Раннее детство, как важный этап в развитии ребенка………………..5
Понятие возраста…………………………………………………….5
Социальная ситуация развития ребенка…………………………....6
Общая характеристика развития ребенка от 1 – 3 лет…………….7
Глава 2. Познание и поведение в раннем возрасте……………………………..9
2.1. Прямохождение, как условие расширения пространства
ребенка………………………………………………………………....9
2.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………………9
2.3. Развитие восприятия в раннем возрасте…………………………..11
2.4. Действия и мышление в раннем возрасте………………………....12
Глава 3. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте……………….14
3.1. Развитие личности ребенка до трех лет…………………………... 14
3.2. Появление потребности в общении, социализация ребенка…... .. 15
3.3. Кризис трех лет………………………………………………….…..16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

В раннем возрасте развиваются мышление, память, внимание, но доминирующей функцией является восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него всех остальных психических процессов.

Дети раннего возраста непосредственно связаны наличной ситуацией – тем что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является волевым, импульсивным, ни что из того, что лежит вне этой наглядной ситуации их не привлекает.

Из – за того, что у ребенка доминирует восприятие и он ограничен наглядной ситуацией, в раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как превосходящие,  но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

В раннем детстве в процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание.

Аффектная  окрашенность – еще одна важная характеристика в этом возрасте. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Малыш видит предмет, который его привлекает, благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать его, что – то с ним сделать.

К двум годам дети могут играть в элементарные логические игры, появляется возможность решать проблему путем догадки, т.е. малыш внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

На третьем году малыш может различать простые формы – круг, квадрат, треугольник, овал. Так же цвета основного спектра, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, способность к обобщениям, умение устанавливать связи между предметами и явлениями, путем экспериментирования запоминать их и использовать при решении задач. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в этот период детства играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влиянием этих функций так же развивается.

 

2.4. .  Действия  и мышление в раннем возрасте.

 

В раннем возрасте продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета.

В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок  выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина. Проблема развития наглядно-действенного мышления нашла отражение в работах А. А. Люблинской. Она отмечала, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует «мышление руками».

В это время в совместной деятельности с взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит малыша тому, как пользоваться чашкой и ложкой, как держать карандаш в руке. Так ребенок учится подносить чашку к губам, правильно держать карандаш в руке. Ведущая деятельность в этот период предметно – манипулятивная, т. е. ребенок не играет, а манипулирует предметами, сосредотачиваясь на самих действиях с ним.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Поэтому, можно сделать вывод, что для нормального развития ребенка взрослые должны создать предметную среду, яркую привлекательную для ребенка, что бы у него возникла потребность в восприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте

3.1. Развитие личности  ребенка до трех лет.

В ходе психологического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное теми внутренними чертами, которые отличают человека, как члена общества и определяют его поступки.[7 с. 139]

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. Происходит личностная социализация ребенка, так как наблюдая за взрослыми он старается подражать им. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и малыша. В развитии личности немаловажную  роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года и продолжает развиваться в раннем детстве. Причиной привязанности может быть то, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формирует основу для нормальных взаимоотношений с людьми.

Когда родители находятся рядом с малышом, он активен и склонен к изучению окружающего мира. Положительная оценка поступков родителем формирует у него чувство уверенности в себе и в своих способностях. Если родители доброжелательны, внимательны и удовлетворяют потребности ребенка, то у него вырабатывается личная персональная привязанность.

В раннем возрасте происходит становление самопознания, что ведет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам», как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Малыш уже не всегда хочет, что бы ему помогали. Научившись ходить, он преодолевает преграды и препятствия. Это доставляет малышу огромное удовольствие и говорит о том, что у него начинают формироваться такие качества, как настойчивость, сила воли, целеустремленность. Именно в этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Зачастую это происходит из – за стремления, как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет малыш начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. В два года ребенок осознает, что может манипулировать людьми и добиваться желаемой цели. Родители не должны подчиняться капризам ребенка, так как капризы естественны для раннего возраста.

В раннем возрасте развивается эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как малыш пытается утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает любимую игрушку.

На третьем году жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из более полезных качеств – потребность в достижении успеха. Сначала ребенок осознает свои успехи и неудачи, затем может объяснить чужие успехи и неудачи, потом он приобретает способность различать задания по степени их трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

 

3.2. Появление потребности  в общении, социализация ребенка.

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Чаще всего эта потребность складывается на третьем году жизни ребенка и имеет весьма специфическое содержание.

Контакты детей раннего возраста не укладываются в привычные рамки общения взрослых между собой или взрослого и ребенка. Общение малышей в этом возрасте связано с выраженной двигательной активностью, ярко эмоционально окрашено,  вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом выявить себя. Общение в этом возрасте можно назвать эмоционально – практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания, раскованность. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально окрашенные игровые действия. Они визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает у него бурную радость.

Потребность в общении со сверстниками проходит ряд этапов. Сначала у малышей наблюдается интерес друг к другу, к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и показать ему свои успехи. На третьем году появляется чувствительность детей к отношению сверстника.

Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, что бы быть успешным или в полнее приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю. [7 с. 125]

 

3.3. Кризис трех  лет.

Успехи  ребёнка в предметных  действиях,  в речевом развитии,  в  игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего  детства,  качественно изменяют  всё  его  поведение.  К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к  самостоятельности,  стремление  действовать  независимо  от взрослых и без них.  К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам",  которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Характеризуя кризис 3 лет, Л.С. Выготский выделил следующие его симптомы.

Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых., т.е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту.(В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.

Упрямство. Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает два момента: первый - отношение к мотивировке (сходное с негативизмом), т.е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось.

Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т.е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.

Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.

Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.

Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?

Ребенок в раннем детстве - это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать ,игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно – волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. [2 с. 192-193]

В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.

Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте