Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:34, курсовая работа
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека. В курсовой рассматриваются основные теории эмоций, наиболее распространённые эмоциональные нарушения.
Введение 3
Актуальность 4
1 Виды и роль эмоций в жизни человека 5
1.1 Удовольствие 6
1. 2 Собственно эмоции чувства и аффекты 8
1.2.1 Собственно эмоции 9
1.2.2. Чувства 11
1.2.3 Аффекты 12
1.3 Страсть 13
2 Психологические теории эмоций 15
3 Управление эмоциями 18
3.1 Метод саморегуляции – аутогенная тренировка 20
3.2 Стремление к у довольствию 20
3.3 Философская концепция пессимизма 21
3.4 Смехотерапия 21
4 Эмоциональные нарушения 23
5 Анализ эмоциональных нарушений 25
Список литературы: 31
Неуместная и неадекватная восторженность, восхищение окружающим миром называется экзальтацией. Больного радует все происходящее вокруг — природа, люди, строения. Эти переживания навеваются ощущением необыкновенной гармонии и красоты мира. Подобные состояния могут быть как кратковременными, так и затяжными.
Предельное
переживание восторга, субъективно
оцениваемое как
При тяжелых повреждениях преимущественно лобных структур головного мозга возникает синдром мориа, который характеризуется приподнятым настроением с нелепыми, грубыми, часто циничными шутками, отсутствием чувства дистанции. Веселье не заразительно, не лучезарно, оно вызывает у окружающих людей скорее чувство жалости и сострадания — настолько примитивно и нелепо поведение. Критичность и самоконтроль у человека отсутствуют во многом из-за снижения интеллекта в результате заболевания.
Устойчивое и, как правило, продолжительное переживание лучезарной, неуемной, солнечной радости, которая не обусловлена приятными событиями, наблюдается при маниакальном синдроме. Человек весел, оживлен, остроумен. Он замечает любые перемены в окружающей обстановке, немедленно реагируя на них веселыми, шутливыми репликами. Он деятелен до гиперактивности, строит массу планов и берется за реализацию многих начинаний одновременно. Он легко знакомится с людьми, часто бывает гиперсексуален. У него резко сокращается время сна, повышен аппетит. Движения его порывисты и стремительны, энергия неуемна. Он вмешивается в дела окружающих, дает многочисленные советы и указания. Как правило, при маниакальном синдроме наблюдаются бредовые и бредоподобные идеи величия, переоценка собственной значимости и своих возможностей.
Иногда маниакальный синдром сопровождается повышенной раздражительностью, вплоть до агрессивности, особенно при попытках окружающих противостоять планам и действиями пациента. В таких случаях говорят о “гневливой мании”.
Следующую
группу эмоциональных нарушений
характеризуют отрицательные
Часто встречающимся нарушением эмоций является страх. Страх — это острое переживание опасности, угрожающей больному или его близким людям. Страх может быть осмысленным, при этом человек осознает конкретный источник опасности, время и способ реализации этой опасности. Соматовегетативные компоненты переживания страха ярко представлены в виде расширенных зрачков, учащенного сердцебиения и дыхания, повышенного артериального давления. Поведение больных в состоянии страха может носить активный или пассивный, защитно-оборонительный характер.
Страх
может быть непонятен больному, немотивирован,
не насыщен конкретным содержанием
— так называемый протопатический
страх (в отличие от осмысленного
— эпикритического). Интенсивность
переживания при
Еще менее определенным по содержанию состоянием, чем страх, является чувство тревоги. Оно характеризуется переживанием неопределенной опасности, когда человеку неизвестны форма, место и время действия. Тревожное ожидание опасности сопровождается постоянным чувством нервного напряжения, беспокойства, непоседливостью, соматовегетативными проявлениями преимущественно симпатотонического характера.
Концентрация эмоций с высокой интенсивностью переживания психического и физического напряжения называется аффектом. Аффективно представленными могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Нередко они сопровождаются разрушительными действиями больного. Такие аффекты бывают физиологическими и патологическими.
Физиологический аффект возникает в стрессовой для человека ситуации и в определенной мере адекватен этой ситуации и состоянию личности к моменту аффективной разрядки. Чем выше уровень личностной самоорганизации, самоконтроля, тем меньше наблюдается импульсивности в действиях больного в кризисный момент ситуации. Соматовегетативный комплекс аффективных реакций представлен интенсивно, поэтому после аффекта обычно наступает чувство психической и физической разрядки, расслабленности, успокоенности.
Начиная с дошкольного возраста в клинике многих психических заболеваний наблюдается синдром аффективной неустойчивости. Характеризуется он легко и быстро возникающими состояниями гнева по малозначащим поводам и сопровождается нередко криком, агрессивными действиями, бранью. Аффективные состояния обычно отличаются кратковременностью и часто заканчиваются слезами раскаяния и чувством вины. Подобного рода состояния могут повторяться даже по нескольку раз в течение одного дня.
Тяжелым
эмоциональным расстройством
Сложным психопатологическим синдромом, сопровождающимся устойчивым снижением настроения, является депрессия. Депрессивный синдром — это переживание глубокой печали, тоски с чувством безысходности, бесперспективности, бессмысленности собственного существования. При одних заболеваниях депрессия возникает в силу тяжелых для личности внешних обстоятельств, при других — вне всякой связи с внешней ситуацией, из-за первичного повреждения структур головного мозга, участвующих в организации данного эмоционального состояния. Для депрессий характерна триада симптомов: тоска, резкое замедление темпа мышления и речи, замедление моторики вплоть до двигательного ступора, при котором больные со скорбной мимикой лежат в постели, долгое время не меняя позы, или сидят, подолгу не меняя положение тела.
У
детей дошкольного возраста депрессивные
состояния продолжаются от нескольких
часов до нескольких дней и проявляются
главным образом в
Депрессия может сочетаться с тревогой, астеническими состояниями, бредовыми умозаключениями и некоторыми другими расстройствами психической деятельности, образуя еще более сложные психопатологические синдромы — тревожно-депрессивный, астенодепрессивный, депрессивно-бредовой и т.д.
Нередко при психических заболеваниях наблюдаются эмоциональные нарушения, которые характеризуются патологическим усилением или ослаблением интенсивности переживаний, изменением их качественных характеристик, устойчивости переживаний во времени, их адекватности окружающим обстоятельствам и пр. Перечислим наиболее часто встречающиеся эмоциональные расстройства.
Эмоциональная гиперестезия — чрезмерно бурные переживания в ответ на любые события реальной жизни, почерпнутые из книг, кинофильмов, рассказов окружающих людей. При этом человек долгое время находятся под впечатлением пережитого, в ряде случаев отдавая себе отчет в чрезмерности и неуместности интенсивного реагирования на события, которые зачастую непосредственно их и близких им людей не касаются.
Эмоциональная неустойчивость характеризуется быстрыми переходами от положительных эмоций к отрицательным и наоборот — от отрицательных к положительным.
Синдром слабодушия проявляется в виде легко и часто возникающей слезливости по поводу как неприятных, так и приятных событий. Больные понимают неуместность и неадекватность подобных проявлений чувств, но не в состоянии что-либо изменить. Интенсивность переживаний пациентов невелика и не длительна, несмотря на яркие внешние проявления.
Безучастное отношение ко
Утрата тонких человеческих чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования называется эмоциональной тупостью. Человек может смеяться, сердиться, проявлять эротичность, но не в состоянии разделить с кем-то радость, выразить сочувствие, сострадание, сопереживание.
Вывод: Своевременно оказанная психологическая, психотерапевтическая помощь не только снижает риск значительных негативных последствий тех или иных эмоциональных нарушений (а нынешнее развитие психотерапевтической практики позволяет успешно преодолевать серьезные их формы - как неврозы, так и иные расстройства).
Информация о работе Эмоции в жизни человека. Психологический анализ эмоциональных нарушений