Эмоции в жизни человека. Психологический анализ эмоциональных нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека. В курсовой рассматриваются основные теории эмоций, наиболее распространённые эмоциональные нарушения.

Содержание работы

Введение 3
Актуальность 4
1 Виды и роль эмоций в жизни человека 5
1.1 Удовольствие 6
1. 2 Собственно эмоции чувства и аффекты 8
1.2.1 Собственно эмоции 9
1.2.2. Чувства 11
1.2.3 Аффекты 12
1.3 Страсть 13
2 Психологические теории эмоций 15
3 Управление эмоциями 18
3.1 Метод саморегуляции – аутогенная тренировка 20
3.2 Стремление к у довольствию 20
3.3 Философская концепция пессимизма 21
3.4 Смехотерапия 21
4 Эмоциональные нарушения 23
5 Анализ эмоциональных нарушений 25
Список литературы: 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

    Неуместная и неадекватная восторженность, восхищение окружающим миром называется экзальтацией. Больного радует все происходящее вокруг — природа, люди, строения. Эти переживания навеваются ощущением необыкновенной гармонии и красоты мира. Подобные состояния могут быть как кратковременными, так и затяжными.

    Предельное  переживание восторга, субъективно  оцениваемое как труднопереносимое  физически, называется экстазом. Экстатические состояния обычно кратковременны, так как возникают с максимальной перестройкой деятельности внутренних органов и напряжением энергетических ресурсов, обеспечивающих данное переживание.

    При тяжелых повреждениях преимущественно  лобных структур головного мозга  возникает синдром мориа, который характеризуется приподнятым настроением с нелепыми, грубыми, часто циничными шутками, отсутствием чувства дистанции. Веселье не заразительно, не лучезарно, оно вызывает у окружающих людей скорее чувство жалости и сострадания — настолько примитивно и нелепо поведение. Критичность и самоконтроль у человека отсутствуют во многом из-за снижения интеллекта в результате заболевания.

    Устойчивое  и, как правило, продолжительное  переживание лучезарной, неуемной, солнечной радости, которая не обусловлена  приятными событиями, наблюдается  при маниакальном синдроме. Человек весел, оживлен, остроумен. Он замечает любые перемены в окружающей обстановке, немедленно реагируя на них веселыми, шутливыми репликами. Он деятелен до гиперактивности, строит массу планов и берется за реализацию многих начинаний одновременно. Он легко знакомится с людьми, часто бывает гиперсексуален. У него резко сокращается время сна, повышен аппетит. Движения его порывисты и стремительны, энергия неуемна. Он вмешивается в дела окружающих, дает многочисленные советы и указания. Как правило, при маниакальном синдроме наблюдаются бредовые и бредоподобные идеи величия, переоценка собственной значимости и своих возможностей.

    Иногда  маниакальный синдром сопровождается повышенной раздражительностью, вплоть до агрессивности, особенно при попытках окружающих противостоять планам и действиями пациента. В таких случаях говорят о “гневливой мании”.

    Следующую группу эмоциональных нарушений  характеризуют отрицательные переживания  в виде эмоциональной напряженности, гнева, сниженного настроения и т. п.

    Часто встречающимся нарушением эмоций является страх. Страх — это острое переживание опасности, угрожающей больному или его близким людям. Страх может быть осмысленным, при этом человек осознает конкретный источник опасности, время и способ реализации этой опасности. Соматовегетативные компоненты переживания страха ярко представлены в виде расширенных зрачков, учащенного сердцебиения и дыхания, повышенного артериального давления. Поведение больных в состоянии страха может носить активный или пассивный, защитно-оборонительный характер.

    Страх может быть непонятен больному, немотивирован, не насыщен конкретным содержанием  — так называемый протопатический  страх (в отличие от осмысленного — эпикритического). Интенсивность  переживания при протопатическом  страхе нередко значительнее и мучительнее, так как ситуация неопределенности любым человеком переносится обычно тяжелее, чем ясная, хотя бы и отрицательная по сюжету. Часто этот синдром возникает при повреждении средних структур головного мозга.

    Еще менее определенным по содержанию состоянием, чем страх, является чувство тревоги. Оно характеризуется переживанием неопределенной опасности, когда человеку неизвестны форма, место и время действия. Тревожное ожидание опасности сопровождается постоянным чувством нервного напряжения, беспокойства, непоседливостью, соматовегетативными проявлениями преимущественно симпатотонического характера.

    Концентрация  эмоций с высокой интенсивностью переживания психического и физического  напряжения называется аффектом. Аффективно представленными могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Нередко они сопровождаются разрушительными действиями больного. Такие аффекты бывают физиологическими и патологическими.

    Физиологический аффект возникает в стрессовой для  человека ситуации и в определенной мере адекватен этой ситуации и состоянию личности к моменту аффективной разрядки. Чем выше уровень личностной самоорганизации, самоконтроля, тем меньше наблюдается импульсивности в действиях больного в кризисный момент ситуации. Соматовегетативный комплекс аффективных реакций представлен интенсивно, поэтому после аффекта обычно наступает чувство психической и физической разрядки, расслабленности, успокоенности.

    Начиная с дошкольного возраста в клинике  многих психических заболеваний  наблюдается синдром аффективной неустойчивости. Характеризуется он легко и быстро возникающими состояниями гнева по малозначащим поводам и сопровождается нередко криком, агрессивными действиями, бранью. Аффективные состояния обычно отличаются кратковременностью и часто заканчиваются слезами раскаяния и чувством вины. Подобного рода состояния могут повторяться даже по нескольку раз в течение одного дня.

    Тяжелым эмоциональным расстройством является состояние дисфории. Это чувство высокого психического и физического напряжения с легко возникающими состояниями гнева, агрессивности, после которых не наступает чувства разрядки, снятия эмоционального напряжения. Больные в периоды дисфории представляют повышенную опасность для окружающих и нуждаются в активной терапии.

    Сложным психопатологическим синдромом, сопровождающимся устойчивым снижением настроения, является депрессия. Депрессивный синдром — это переживание глубокой печали, тоски с чувством безысходности, бесперспективности, бессмысленности собственного существования. При одних заболеваниях депрессия возникает в силу тяжелых для личности внешних обстоятельств, при других — вне всякой связи с внешней ситуацией, из-за первичного повреждения структур головного мозга, участвующих в организации данного эмоционального состояния. Для депрессий характерна триада симптомов: тоска, резкое замедление темпа мышления и речи, замедление моторики вплоть до двигательного ступора, при котором больные со скорбной мимикой лежат в постели, долгое время не меняя позы, или сидят, подолгу не меняя положение тела.

    У детей дошкольного возраста депрессивные состояния продолжаются от нескольких часов до нескольких дней и проявляются  главным образом в соматовегетативных нарушениях — расстройстве сна, аппетита, замедленности движений. Подобные проявления часто называются соматическими эквивалентами депрессии. Чем старше ребенок, тем полнее представлен психический компонент депрессии. С подросткового возраста этот синдром обычно проявляется в полном объеме.

    Депрессия может сочетаться с тревогой, астеническими состояниями, бредовыми умозаключениями и некоторыми другими расстройствами психической деятельности, образуя еще более сложные психопатологические синдромы — тревожно-депрессивный, астенодепрессивный, депрессивно-бредовой и т.д.

    Нередко при психических заболеваниях наблюдаются эмоциональные нарушения, которые характеризуются патологическим усилением или ослаблением интенсивности переживаний, изменением их качественных характеристик, устойчивости переживаний во времени, их адекватности окружающим обстоятельствам и пр. Перечислим наиболее часто встречающиеся эмоциональные расстройства.

    Эмоциональная гиперестезия — чрезмерно бурные переживания в ответ на любые события реальной жизни, почерпнутые из книг, кинофильмов, рассказов окружающих людей. При этом человек долгое время находятся под впечатлением пережитого, в ряде случаев отдавая себе отчет в чрезмерности и неуместности интенсивного реагирования на события, которые зачастую непосредственно их и близких им людей не касаются.

    Эмоциональная неустойчивость характеризуется быстрыми переходами от положительных эмоций к отрицательным и наоборот — от отрицательных к положительным.

    Синдром слабодушия проявляется в виде легко и часто возникающей слезливости по поводу как неприятных, так и приятных событий. Больные понимают неуместность и неадекватность подобных проявлений чувств, но не в состоянии что-либо изменить. Интенсивность переживаний пациентов невелика и не длительна, несмотря на яркие внешние проявления.

      Безучастное отношение ко всему  происходящему называется апатией. При этом синдроме человеку одинаково безразличны приятные и угрожающие жизни события. Чаще всего апатия сочетается с резким падением инициативности, отсутствием побуждений к целенаправленным действиям.

    Утрата  тонких человеческих чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования называется эмоциональной тупостью. Человек может смеяться, сердиться, проявлять эротичность, но не в состоянии разделить с кем-то радость, выразить сочувствие, сострадание, сопереживание.

     Вывод: Своевременно оказанная психологическая, психотерапевтическая помощь не только снижает риск значительных негативных последствий тех или иных эмоциональных нарушений (а нынешнее развитие психотерапевтической практики позволяет успешно преодолевать серьезные их формы - как неврозы, так и иные расстройства).

 

     Список  литературы:

  1. Леонтъев  А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.
  2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. - С. 14.
  3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.
  4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. — С. 9.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 176.
  6. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50.
  7. А. Холмогорова, Н. Гаранян. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств. Московский психотерапевтический журнал, - 1999, №2, с. 61-90.
  8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78—85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.).

Информация о работе Эмоции в жизни человека. Психологический анализ эмоциональных нарушений