Эмоции в жизни человека. Психологический анализ эмоциональных нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека. В курсовой рассматриваются основные теории эмоций, наиболее распространённые эмоциональные нарушения.

Содержание работы

Введение 3
Актуальность 4
1 Виды и роль эмоций в жизни человека 5
1.1 Удовольствие 6
1. 2 Собственно эмоции чувства и аффекты 8
1.2.1 Собственно эмоции 9
1.2.2. Чувства 11
1.2.3 Аффекты 12
1.3 Страсть 13
2 Психологические теории эмоций 15
3 Управление эмоциями 18
3.1 Метод саморегуляции – аутогенная тренировка 20
3.2 Стремление к у довольствию 20
3.3 Философская концепция пессимизма 21
3.4 Смехотерапия 21
4 Эмоциональные нарушения 23
5 Анализ эмоциональных нарушений 25
Список литературы: 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

      3. Управление эмоциями

     Преодолевать  барьеры взаимопонимания, возникающие  в различных ситуациях общения, непросто. Значительно проще самому не создавать эти барьеры. Чтобы  не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

     Современная культура активно вторгается в эмоциональный мир человека. При этом наблюдаются два противоположных, но по сути взаимосвязанных процесса — повышение эмоциональной возбудимости и распространение апатии. Эти процессы обнаруживаются в последнее время в связи с массовым проникновением компьютеров во все сферы жизни. Например, по данным японских психологов, пятьдесят из ста детей, увлекающихся компьютерными играми; страдают эмоциональными расстройствами. У одних это проявляется в повышенной агрессивности, а у других — в глубокой апатии, утрате способности эмоционально реагировать на реальные события. Подобные явления, когда эмоциональные состояния человека начинают приближаться к полюсам, когда утрачивается контроль над эмоциями и умеренные их проявления все чаще сменяются крайностями, — свидетельство явного неблагополучия в эмоциональной сфере. В результате возрастает напряжение в человеческих взаимоотношениях. По данным социологов, три четверти семей подвержены постоянным конфликтам, возникающим по разным причинам, но проявляющимся, как правило, в одном — в неконтролируемых эмоциональных вспышках, о которых большинство участников впоследствии сожалеют.

     Эмоции  — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Поэтому они выбирают и более  простые пути решения жизненных  ситуаций. Тому, кто последует их «совету», эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь не все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни понуканиями.

     Вся наша житейская мудрость направлена против эмоциональных крайностей. Если горе — «не надо слишком убиваться», если радость — «не очень-то радуйся, чтобы потом не плакать», если отвращение — «не будь чересчур привередливым», если апатия — «встряхнись!»

     Подобными рекомендациями мы щедро делимся  друг с другом, поскольку хорошо осознаем, что неуправляемые эмоции могут нанести ущерб и самому человеку, и его взаимоотношениям с окружающими. Увы, мудрые советы редко находят отклик. Люди гораздо чаще заражают друг друга вышедшими из-под контроля эмоциями, чем добиваются благотворного воздействия своих рекомендаций по разумному их управлению. Трудно ожидать, что человек прислушается к чужому голосу разума, когда и свой собственный оказывается бессильным. Не справляясь с переживаниями, человек пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на собственный организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться

     Человеку слишком часто приходится подавлять эмоции и по индивидуальным соображениям, и следуя традициям. Пользуясь подобным механизмом управления эмоциями, он поступает разумно в той мере, в какой ему необходимо сохранять нормальные отношения с окружающими, и вместе с тем его действия неразумны, поскольку наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию.

     Убеждаясь в том, что борьба с эмоциями приносит победителю больше терний, чем лавров, люди пытались найти такие способы воздействия на свой эмоциональный мир, которые позволяли бы проникать в глубинные механизмы переживаний и использовать эти механизмы более разумно, чем ми распорядилась природа.

     3.1 Метод саморегуляции  – аутогенная  тренировка

     Существует  много разновидностей этого метода, впервые предложенного немецким психотерапевтом И. Шульцем. Классическая методика Шульца включала ряд формул самовнушения, позволяющих после неоднократных занятий свободно вызывать ощущение теплоты и тяжести в различных частях тела, регулировать частоту дыхания и сердцебиения и вызывать общее расслабление. В настоящее время аутогенная тренировка широко используется для коррекции эмоциональных состояний при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, для преодоления последствий стрессовых ситуаций, возникающих в экстремальных условиях профессиональной деятельности. Специалисты в области аутогенной тренировки считают, то сферы применения этого метода будут постоянно расширяться, и он может стать одним из важных элементов психологической культуры человека.

     3.2 Стремление к удовольствию

     Человека всегда волновала проблема критериев разумного управления эмоциями. Таким критерием может быть стремление к удовольствию. Очень заманчивой кажется перспектива получать много удовольствий, не чувствуя при этом страданий, если оторваться от нравственной оценки эгоистической позиции «жить в свое удовольствие». Но корни эгоизма не столь глубоки, чтобы большинство людей могли отвлекаться от принципов гуманистической морали, отвергающей идею достижения эмоций удовольствия любой ценой.

     Погоня  за наслаждениями столь же пагубна  для физического и душевного  здоровья людей, как и постоянные неприятности, страдания и утраты. Создатель теории стресса Г. Селье и его последователи показали, что существует единый физиологический механизм приспособления организма к изменениям окружающей среды; и чем более интенсивны эти изменения, тем выше риск истощения приспособительных возможностей человека независимо от того, приятны ему изменения или нет.

     Стресс, вызванный радостными переменами, может  оказаться даже сильнее, чем стресс от неприятностей. Превращение жизни в «сплошной праздник» может привести скорее к истощению организма, чем к постоянному состоянию удовольствия.

     3.3 Философская концепция  пессимизма

     Пассивная стратегия избегания страданий — явление нередкое. Пессимистически настроенные люди смиряются с постоянной угнетенностью, и надеются, что отказ от активного стремления к успеху избавит их от сильных стрессов. Но это заблуждение. Преобладающий отрицательный эмоциональный фон значительно ухудшает их продуктивность и жизненный тонус. Невозможно полностью избежать отрицательных эмоций, да и нецелесообразно. Но постоянное переживание отрицательных эмоций приводит к формированию не только психолоческих, но и функциональных негативных изменений, охватывающих все участки мозга и нарушающих его деятельность. Человек не должен «привыкать» к неприятностям. Необходимо сосредоточивать внимание на положительных моментах своей жизни, чаще вспоминать приятные минуты прошлого, планировать действия, которые могут улучшить положение.

     3.4 Смехотерапия

     В настоящее время существует немало психотерапевтических методов регуляции  эмоциональных состояний. Одним  из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния является Смехотерапия.

     Французский врач Г. Рубинштейн обосновал биологическую  природу полезности смеха. Смех вызывает не очень резкую, но глубокую встряску всего организма, что приводит к  расслаблению мышц и позволяет снять напряжение, вызываемое стрессом. При смехе легкие поглощают воздуха больше и кровь обогащается кислородом, улучшается циркуляция крови, успокаивается ритм сердца. При смехе усиливается выделение эндоморфина, болеуспокаивающего противострессорного вещества, происходит освобождение организма от гормона стресса — адреналина. Определенная «доза» смеха может обеспечить хорошее самочувствие и в трудных ситуациях. Но постоянное веселье — такой же уход от жизни, как и погруженность в мрачные переживания. Неуравновешенность положительных и отрицательных эмоций препятствует полноценному общению и взаимопониманию.

     Вывод:  Потребность рационально управлять с эмоциями возникает у человека не потому, что его не устраивает сам факт появления эмоциональных состояний. Нормальной деятельности и общению в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлеченности. Неприятно общаться и с тем, кто «страшен в гневе» или «неистов в радости», и с тем, чей потухший взор свидетельствует о полном безразличии к происходящему. Подсознательно люди хорошо чувствуют «середину», которая обеспечивает наиболее благоприятную атмосферу в различных ситуациях общения.

 

    4. Эмоциональные нарушения

     Эмоция - какой бы она ни была - никогда не является обособленной реальностью, она демонстрирует относительно цельный продукт сложной душевной жизни. Именно эмоции дают нам первое  впечатление о характере течения нашей душевной жизни и степени удовлетворенности ею. Также эмоции опосредуют нашу повседневную деятельность, мыслительные процессы, влияют на наши мотивы, решения и действия. Медицина однозначно констатирует масштабность влияния эмоций на функционирование как всего организма человека, так и отдельных систем и органов - так или иначе, "все болезни от нервов". Все это делает эмоциональную сферу чрезвычайно важной, и забота о ней является заботой о собственной жизни - как в широком, так и в узком смысле слова.

     Специалисты (психологи, психиатры, психоаналитики) имеют научно обоснованные классификации эмоциональных нарушений. Важно учитывать и возрастные особенности эмоциональной жизни. Некоторые из строгих научных определений приобрели вполне бытовой характер. В результате словом депрессия могут быть названы как случаи тяжелого психического расстройства, так и относительно кратковременное (и безобидное) понижение настроения. Необходимо отметить те эмоциональные проявления, которые следует рассматривать как симптомы - свидетельства тех или иных осложнений и/или нарушений душевной жизни и, соответственно, как поводы для консультации и, возможно, последующего лечения/психотерапии (в случае неврозов, депрессии и других расстройств):

    • повторяющиеся  и/или затяжные состояния тоскливого, подавленного настроения;

    • повышенная возбудимость, частая смена эмоций, в т.ч. без видимых причин;

    • неуправляемость  эмоциональных состояний, аффектов;

    • хроническая  тревога (повышенная тревожность);

    • проявления скованности, "зажатости", неуверенности  в себе, стеснительности, робости;

    • плаксивость, чрезмерная эмоциональная восприимчивость (все принимается «близко к сердцу»);

    • страх (страхи), фобия (фобии);

    • "панические атаки" (приступы паники, тревоги);

    • обеднение  эмоциональной  жизни, равнодушие к  происходящему и к окружающим;

    • острые эмоциональные состояния (после травматических событий (горе, траур, посттравматический стресс, отчаяние) или вне видимой связи с таковыми);

    • стереотипность, шаблонность эмоциональных проявлений, ощущение их механистичности, "ненатуральности";

    • повторяющиеся, затяжные приступы чувства вины;

    • склонность к экзальтированным проявлениям, демонстративность.

     Не  заметить эти проявления довольно сложно, однако - в силу изменчивости и подвижности  эмоциональных состояний - они зачастую подвергаются не обследованию у специалистов, а тому процессу, что называется психологами защитами.  Эти психологические образования, призванные уберечь нашу психику от чрезмерных потрясений - необходимая составная часть психической жизни. Однако нередки случаи, когда психологические защиты приобретают патогенный (болезнетворный) характер и, избавляя нас от одних опасностей, создают другие. Вот почему не стоит слишком доверчиво относиться к тому, что то и дело возникающая тревога куда-то исчезает - то ли сама собой, то ли в результате наших усилий (скажем, развлекательных или фармакологических - выпитого успокоительного). Эмоции берутся отнюдь ни из "ниоткуда" и никогда не исчезают без следа, и если мы не понимаем условий их происхождения  и исчезновения, есть смысл прибегнуть к помощи специалиста в области душевной жизни.

    5. Анализ эмоциональных нарушений

    Эмоции  — это переживание человеком  его отношения к окружающему  миру и к самому себе. Препятствия  на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные. Эмоции, участвуя в регуляции поведения человека, способствуют целостной оценке ситуации — благоприятна она или опасна. Кроме того, эмоции способствуют усилению, ускорению и оптимизации когнитивных психических процессов в проблемных ситуациях, так как они непосредственно связаны с энергетическими процессами в организме (эмоциональные реакции связаны с функционированием лимбических структур мозга, где располагаются центры вегетативной нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов).

    Ряд эмоциональных расстройств сопровождается приподнятым настроением, не связанным  с внешними обстоятельствами. Одним  из таких расстройств является эйфория. Это состояние блаженства, умиротворенности, погруженности в мир приятных грез, фантазий и телесных ощущений. Человек при этом не нуждается в общении, он может сидеть в одиночестве и предаваться своеобразному наслаждению от субъективно приятных переживаний (независимо от реальности), от собственных телесных ощущений.

Информация о работе Эмоции в жизни человека. Психологический анализ эмоциональных нарушений