Эмоции и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний ( гнев, аффект, страх, растерянность и др. ), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же как и устойчивые особенности характера личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам.

Содержание работы

1. Введение_________________________________________________2
2. Эмоции и чувства
Общее понятие об эмоциях и чувствах_____________________3-4
Особенности эмоции____________________________________5-7
Виды чувств___________________________________________8-9
3. Личность
Личность, индивид, индивидуальность____________________10-11
Личность и социальные роли______________________________12
Механизмы психологической защиты личности_____________13-14
4. Заключение________________________________________________15
5. Список литературы__________________________________________16

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Личность

    1. Личность, индивид, индивидуальность

 

В психологии понятие личности является одним из основополагающим. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, — и все «психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее».

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человека — самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sahiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать  и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он  — не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Какого же человека можно  назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью... Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная» форма поведения».

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек век становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически  выработанных и общественно, социально  значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта — качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются. Человек рассматривает себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Считает себя хозяином собственной жизни.

 

    1. Личность  и социальные роли.

 

Слово «личность» в западных — английском, французском, немецком — языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от которого образовано слово «личность», — «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» — «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство».

Это послужило основанием для представлений о том, что  «личность» — маска, которую человек  надевает на себя, исполняя некоторую  роль для общества, для близкого окружения (семьи, друзей), даже для  самого себя. И эта маска часто  скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории, таким образом, человек может  в семье играть роль сына, в школе  — ученика, в компании друзей — вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вести себя носитель (исполнитель) той или иной роли.

В психологии существует множество теорий личности. Представления  о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рассматривать «как индивида, обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями, измененными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя.  
3.3. Механизмы психологической защиты личности.

Описан и изучен целый  ряд защитных механизмов. Укажем лишь на некоторые из них. Самым первым был открыт механизм вытекания. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытеснение лежит в основе забывания.

Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили название механизмов психологической защиты. Они были впервые открыты З. Фрейдом. Описывая это явление, З. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: «В течение многих лет, — пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, — я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили основным результатам моих исследований, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Еще один распространенный защитный механизм — проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, которые есть у человека, но по каким-то причинам неприемлемы для него, приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

В других случаях для  защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противоположными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный — робким и беззащитным. Так, в одном из исследований сопоставлялись суждения человека о себе с мнением нескольких людей, которые хорошо его знали. Выявилось, что люди часто не осознают своих недостатков, которые были настолько очевидны, что окружающие единодушно называли их. Более того, многие утверждали, что они обладают качествами, прямо противоположными тем, которые видели в них окружающие. Так, человек, которого все, знающие его, считали лицемерным, описывал себя, как искреннего и открытого. Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чувство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способности могут быть проверены. Этот механизм получил название — реактивное образование.

недоступного.

Еще один защитный механизм — замещение. В этом случае действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представлен на известной карикатуре Х. Бидструпа — начальник кричит на подчиненного, тот — на жену, жена — на детей, те на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.

Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения, — сублимация. Такое название получил процесс, посредством которого побудительная энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека потребностях, мотивах, переводится в другое русло, направляется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культуру.

Механизм — сопротивление — субъективно переживается как внутренний барьер, препятствующий изменению себя или осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявляться в стремлении выйти из ситуации (просто выйти из комнаты или, например, не прийти на важную встречу), в желании изменить тему разговора, в особо яростном отстаивании своей правоты. Важно, что стремления, желания человека проявляются не прямо, а косвенно. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек,

4. Заключение.

 

Подводя итог можно  сказать, что в процессе удовлетворения своих потребностей у человека может возникнуть как положительное, так и отрицательное (например, в результате совершения правонарушения) отношение к реальной действительности. Субъективно это выражается в особых состояниях удовольствия или неудовольствия. Психические процессы, отражающие удовлетворение или неудовлетворение жизненных потребностей человека и получающие выражение в переживаниях удовлетворения и неудовлетворения, называются чувствами или эмоциями.

Характерным признаком  эмоций является резкое внешнее их выражение в

физических  и физиологических изменениях, которые  происходят в организме. Можно выделить следующие разновидности эмоций (чувств):

- по содержанию - более простые (гнев, страх, радость, горе и т.д.)

иболее сложные (нпрравственное чувство, эстетическое чувство и т.п.);

- по форме протекания  - настроения, собственно эиоциональные состояния,

аффекты, страсть  и т.д. Остановимся на них.

     Настроение - длительное и сравнительно слабо выраженные эмоциональные состояния, которые возникают в результате столь же длительно и постоянно действующих на человека благоприятных и неблагоприятных факторов.

     Собственно эмоциональные состояния возникают время от времени под

влиянием создавшихся  конкретных условий и обычно носят  ярко и определённо

выраженный, в  отличие от настроений, характер (страх, гнев, радость,

ненависть).

     Аффекты - эмоциональные состояния, которые протекают чрезвычайно бурно и

интенсивно  и могут быть связаны с потерей контроля сознания над поведением

человека.

     Страсть - чрезвычайно длительное и интенсивное эмоциональное состояние,

которое накладывает  неизгладимый отпечаток на всё поведение  человека.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер Ком, 1998 - 656 с. Ил.

 

  1. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая

психология»: Учебник. - М: Юрид. лит, 1996 - 512 с.

 

  1. Психология. Педегогика. Этика: Учебник для вузов / Под.ред. проф.

Ю.В. Наумкина. - М:  Закон и право, ЮНИТИ, 1999. - 350 с.

 

  1. Романов В.В. Юридическая психология : Учебник - М: Юристъ, 1999-488 с.
  2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений -2е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.



Информация о работе Эмоции и личность