Эмоции и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний ( гнев, аффект, страх, растерянность и др. ), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же как и устойчивые особенности характера личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам.

Содержание работы

1. Введение_________________________________________________2
2. Эмоции и чувства
Общее понятие об эмоциях и чувствах_____________________3-4
Особенности эмоции____________________________________5-7
Виды чувств___________________________________________8-9
3. Личность
Личность, индивид, индивидуальность____________________10-11
Личность и социальные роли______________________________12
Механизмы психологической защиты личности_____________13-14
4. Заключение________________________________________________15
5. Список литературы__________________________________________16

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Психология и педагогика»

 

 

 

 

Тема: «Эмоции и личность»

 

 

 

 
 
 
 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

  1. Введение_________________________________________________2
  2. Эмоции и чувства
  3. Общее понятие об эмоциях и чувствах_____________________3-4
  4. Особенности эмоции____________________________________5-7
  5. Виды чувств___________________________________________8-9
  6. Личность
  7. Личность, индивид, индивидуальность____________________10-11
  8. Личность  и социальные роли______________________________12
  9. Механизмы психологической защиты личности_____________13-14
  10. Заключение________________________________________________15
  11. Список литературы__________________________________________16

 

 

 

1. Введение.

 

Сложные и необычные  ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний ( гнев, аффект, страх, растерянность и др. ), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же как и устойчивые особенности характера личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам.

Эмоциональная активация возникает в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением  правильного направления поисков. Ведь некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства людьми тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эмоции и  чувства.

1.1. Общее понятие  об эмоциях и чувствах.

 

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, но всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей оп любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

В обыденной речи часто  слово «чувства» употребляют  в смысле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций — объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Возникновение чувств обусловлено  общественным бытием человека. Иначе  говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат  прежде всего потребности, возникшие  в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми: потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе, и т.д.

Значение эмоций и чувств в жизни  и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушными, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности эмоции.

 

Положительные и отрицательные  эмоции.

Эмоции – это отношение человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное общение не связано с какими либо эмоциями. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти и гнева.

Эмоции отличаются сложностью и  взаимосвязанностью. В некоторых  условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. Встречаясь с трудностями, преодоление которых связано с тяжелыми и не приятными эмоциями, мы одновременно испытываем радостное и бодрое состояние от сознания, что боремся за благородные и общественно ценные цели. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненавести и гнева.

Стенические и астенические эмоции. Эмоции можно рассматривать с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы – стенические (от греческого слона «стенос» — сила) и астенические ( «астенос»— слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп я глубина дыхания. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность. Поэтом имеют определенный смысл подобные выказывания врачей: «Веселые люди чаще выздоравливают, чем печальные, «Раны у победителей заживают быстрее и лучше, чем у побежденных». Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Например, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угнетенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы. У другого же страх мобилизует физические и умственные силы, делает его находчивым и сообразительным, действия — быстрыми и точными. да и радость бывает разной.

Интенсивность и устойчивость эмоций. В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные

виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Настроение - это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим - радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.

Бодрое настроение стимулирует  деятельность человека, положительно влияет на окружающих. Бодрое, жизнерадостное настроение учителя всегда передается учащимся, а хорошее настроение учащихся повышает их интерес к занятиям, улучшает восприимчивость, запоминание материала. Успех в учении, хороший ответ в классе, прекрасно выполненная работа создают у школьников длительное приподнятое, радостное настроение и желание работать еще лучше. Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит и

веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.

В плохом настроении учиться и трудно, и неинтересно, материал усваивается тяжело, быстро забывается, ученик легко отвлекается от дела, все валится у него из рук, возникает представление о собственной неполноценности и неспособности. Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате его у человека обычно создается бодрое жизнерадостное настроение.

Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, возбуждение) - это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Таковы, например, вспышки гнева, горя, радости. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам представители неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения.

Как мы видим, в состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Однако надо владеть собой в любых обстоятельствах, даже когда это делать трудно. Трудно - не значит невозможно. Самое главное не дать начаться аффективной реакции, постараться отвлечься на какое – либо постороннее действие. Здесь поможет и старый совет: прежде чем сделать или сказать что-то в состоянии нарастающего аффекта, медленно, про себя сосчитай до двадцати.

 

 

 

 

2.3. Виды чувств.

 

Высшие  чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлетворением или неудовлетворенном органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т.д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.

Моральные чувства - это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т.п. В основе чувства долга лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанностей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает удачи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.

Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и но ее эмоциям и чувствам, которые всегда па что- либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражал неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений. Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т.е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может ни жить, ни существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчивость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно по подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя может быть, и сильные, временны и преходящи.

Информация о работе Эмоции и личность