Эмоции и их функции. Классификация эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. Emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Д.).

Содержание работы

Общее представление об эмоциях.
Эмоциональные качества личности.
Свойства и виды эмоций.
Роль и функции эмоций и чувств.
Высшие эмоции – чувства.
Закономерности эмоций и чувств.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)
  1. ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ – ЧУВСТВА

Чувства – эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических  потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.

ЧУВСТВА

праксические

нравственные

эстетические

познавательные (интеллектуальные)

(от греч. Praxis – опыт, практика) чувства, возникающие в практической деятельности (труде, учении, спорте и проч.).

Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая  деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам  достижения. В процессе антропогенеза  у человека сформировалась потребность  в труде, эмоциональное отношение  не только к результатам, но и к  процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Особенно  эмоциональны те виды труда, которые  связаны с творчеством, поиском  нового. В труде человек удовлетворяет  свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

Нравственные  чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и  несправедливости.

Совокупность  выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.

Нельзя  обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей.

К нравственным чувствам относятся: чувство  долга, чувство совести, чувство  солидарности, чувство чести, чувство  сочувствия,

а нарушение этих чувств: чувство возмущения, чувство негодования, чувство ненависти.

Чувство долга – это осознание и принятие человеком социальных обязанностей.

Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести – повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

(от греч. Aisthetikos – чувствующий) – восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Человек способен воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное связано с чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. Katharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение.

Эстетические  чувства проявляются не только в  переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного. Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но  смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями  и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного.

Связаны с началом теоретической  деятельности человека.

Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности  связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство – направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации.

Но  состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего  познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно  из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями.


Классификация чувств.

Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения  и деятельности, способность к  слиянию и сочетанию, их приспособительный  характер исключают возможность  простой линейной их классификации.

Чувства различаются по:

    • модальности
    • интенсивности
    • продолжительности
    • глубине
    • осознанности
    • генетическому происхождению
    • сложности
    • условиям возникновения
    • выполняемым функциям
    • воздействию на организм
    • формам своего развития
    • уровням проявления в строении психического (высшие – низшие)
    • психическим процессам, с которыми они связаны
    • потребностям
    • предметному содержанию (конкретные: чувство к ребенку, произведению искусства, обобщенные: чувства к детям вообще, к музыке, абстрактные: чувство справедливости, трагического)
    • направленности
    • особенностям выражения
    • нервному субстрату.

 

6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени  на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей  чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих  раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха.

Различные чувства взаимодействуют  друг с другом. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется  вслед за неудовольствием. Это контраст чувств.

Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в  результате суммации чувства у нас  укрепляются любовь и уважение к  родителям, другу, родным местам.

Эмоциональные состояния могут  замещаться. Так, неудача в одной  деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные  в отношении одного объекта, могут  переноситься на другие объекты ("возмещения зла на слабом").

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, тогда возникает  внутриличностная конфликтная ситуация.

Эмоции и чувства имеют внешнее  выражение - экспрессию. Чем более  выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Внешне эмоции и чувства выражаются:

    • движениями мышц лица (мимика)
    • движениями мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка)
    • изменениями тона голоса
    • изменениями темпа речи.

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки  обладает лицо человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических  и поведенческих характеристик  радости, печали и гнева. Радость  сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных  сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.

Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональную память.

 

Эмоции и  их функции. Классификация эмоций.

 

 

План

 

 

 

    1. Общее представление об эмоциях.
    2. Эмоциональные качества личности.
    3. Свойства и виды эмоций.
    4. Роль и функции эмоций и чувств.
    5. Высшие эмоции – чувства.
    6. Закономерности эмоций и чувств.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

   1.  ИЗАРД К.Е.  Эмоции человека. - М., МГУ, 1980г.

 

    2. РЕЙКОВСКИЙ Я.  Экспериментальная  психология  эмоций. - М., Прогресс,

1979г.

 

    3.  КЛИМОВ Е.А.  Общая психология. - М., Юнити - Дана, 1999.

 

    4. СТОЛЯРЕНКО Л.Д.  Основы психологии. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

 

    5. ВИЛЮНАС В.К.   Психология эмоциональных явлений. 1976 г.

 


Информация о работе Эмоции и их функции. Классификация эмоций