Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:06, реферат
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. Emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Д.).
Общее представление об эмоциях.
Эмоциональные качества личности.
Свойства и виды эмоций.
Роль и функции эмоций и чувств.
Высшие эмоции – чувства.
Закономерности эмоций и чувств.
Чувства – эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции
связаны с удовлетворением
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.
ЧУВСТВА | |||
праксические |
нравственные |
эстетические |
познавательные (интеллектуальные) |
(от греч. Praxis – опыт, практика) чувства, возникающие в практической деятельности (труде, учении, спорте и проч.). Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием. |
Эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей. К нравственным чувствам относятся: чувство долга, чувство совести, чувство солидарности, чувство чести, чувство сочувствия, а нарушение этих чувств: чувство возмущения, чувство негодования, чувство ненависти. Чувство долга – это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство чести – повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности. |
(от греч. Aisthetikos – чувствующий) – восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Человек способен воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное связано с чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. Katharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного. Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки. Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. |
Связаны с началом теоретической деятельности человека. Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью. Любопытство – направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Но
состояние любопытства Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями. |
Классификация чувств.
Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.
Чувства различаются по:
6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха.
Различные чувства взаимодействуют
друг с другом. Чувство досады от
неэтического поступка одного лица усиливается,
если оно противопоставляется
Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам.
Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.
Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты ("возмещения зла на слабом").
В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, тогда возникает внутриличностная конфликтная ситуация.
Эмоции и чувства имеют
Внешне эмоции и чувства выражаются:
Наибольшей способностью выражать
различные эмоциональные
Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.
Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональную память.
Эмоции и их функции. Классификация эмоций.
План
Список литературы:
1. ИЗАРД К.Е. Эмоции человека. - М., МГУ, 1980г.
2. РЕЙКОВСКИЙ Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., Прогресс,
1979г.
3. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. - М., Юнити - Дана, 1999.
4. СТОЛЯРЕНКО Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.
5. ВИЛЮНАС В.К. Психология эмоциональных явлений. 1976 г.
Информация о работе Эмоции и их функции. Классификация эмоций