Эмоции и их функции. Классификация эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. Emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Д.).

Содержание работы

Общее представление об эмоциях.
Эмоциональные качества личности.
Свойства и виды эмоций.
Роль и функции эмоций и чувств.
Высшие эмоции – чувства.
Закономерности эмоций и чувств.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. Emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Д.).

В зависимости  от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

По механизму  происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания  роли волевой регуляции. В критических  же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут  руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с  удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных  эмоциональных состояний может  привести к отрицательным психическим  деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Во множестве  эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции:

    • радость (удовольствие)
    • страх
    • гнев
    • удивление.

Большинство эмоций имеет смешанный  характер.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются  устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства личности.

К эмоциональным особенностям личности относятся:

    • эмоциональная реактивность
    • возбудимость
    • аффектированность
    • эмоциональная стабильность
    • общий эмоциональный тонус
    • сила эмоциональных реакций
    • и их внешняя выраженность – экспрессивность.

Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.

Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности  претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек  приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает  к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность – способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

Эмоциональные качества определяют психический облик индивида – образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

эмоциональный

сентиментальный

страстный

фригидный

Люди, легко возбудимые, эмоционально впечатлительные, импульсивные. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Люди, склонные к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.

Люди, эмоционально стремительные, высокодейственные, упорные в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными.

Люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.


Владение эмоциями – одно из достоинств человека. Владеть своими эмоциями – не значит быть бесчувственным, это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко переносятся теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Смелый человек не лишен страха – он одарен властью над страхом. Владение эмоциями – не подавление, а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной направленности.

3. СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Эмоции и чувства различаются  в зависимости от их:

    • качественного своеобразия. Положительные – радость, восторг и отрицательные – гнев, горе, страх. В эмоциях выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).
    • глубины отражаемой действительности (глубокие и неглубокие).
    • интенсивности
    • продолжительности
    • влияния на активность деятельности. Стенические (от греч. Sthenos – сила) побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека и астенические расслабляют человека, парализуют его силы.
    • структуры деятельности. Выделяют базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, направленность и производные от них операциональные эмоции, определяющие отношение человека к различным условиям деятельности, реальным достижениям. Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.
    • содержательного своеобразия:
        • эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объект. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
        • эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Вы увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального оклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.
        • настроение – ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. Д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или эмоциональными циклами данного индивида. Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. Tolerantia – терпение). Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
        • конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;
        • высшие эмоции – чувства.

КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ  СОСТОЯНИЯ

Стресс (от англ. Stress – напряжение) – состояние эмоциональной психической напряжённости, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Стресс  возникает при опасности, при  различных физических и умственных перегрузках, при необходимости  принимать быстрые решения.

Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные  раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. Д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Стрессовые  состояния неизбежно возникают  во всех случаях угрозы для жизни  индивида. Застойные стрессовые состояния  могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый  синдром часто возникает и  в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить  себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. П. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

В развитии стрессового состояния  канадский ученый Ганс Селье (1907 -1982) выделил 3 этапа:

1) тревога (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции;

2) сопротивление (стадия резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров;

3) истощение. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).;

В преодолении стресса проявляются  два поведенческих типа личности – интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей.

Стресс  может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние – дистресс (от англ. Distress – горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них.

Аффект (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффектные действия эмоционально-импульсивны, т.е. побуждаются чувствами, они не имеют  осознанного мотива. Сильное, захватывающее  всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. В такие моменты человек часто не сознаёт своих действий, теряет контроль над своим поведением и допускает такого рода поступки, на которые, казалось, он совершенно не способен.

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – расстройством памяти.

Во  всех многообразных проявлениях  аффекта можно выделить 3 стадии:

1) резко дезорганизуется вся психическая  деятельность, нарушается ориентировка  в действительности;

2) перевозбуждение сопровождается  резкими, плохо контролируемыми действиями;

3) спадает нервное напряжение, возникает  состояние депрессии, слабости.

К числу приемов преодоления аффекта  относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Аффективные состояния могут проявляться  в различных формах. Рассмотрим некоторые  из них.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. Д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха).

Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. П. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в  аффект, - ужас. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания, оцепенением или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»).

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному  действию. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии  гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев не всегда достигают степени  аффекта.

Частое  проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о  невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Фрустрация (от лат. Frustratio – неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. П.).

Поэтому в состоянии фрустрации человек  ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

Не  всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек  часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел  утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют  наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.


4. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

    1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника – радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет». Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
    2. Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом:
      1. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
      2. Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
      3. Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
      4. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).
      5. Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
    3. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
    4. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная – с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Информация о работе Эмоции и их функции. Классификация эмоций