Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:06, реферат
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. Emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Д.).
Общее представление об эмоциях.
Эмоциональные качества личности.
Свойства и виды эмоций.
Роль и функции эмоций и чувств.
Высшие эмоции – чувства.
Закономерности эмоций и чувств.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. Emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Д.).
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции:
Большинство эмоций имеет смешанный характер.
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства личности.
К эмоциональным особенностям личности относятся:
Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.
Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность – способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности).
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида – образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ | |||
эмоциональный |
сентиментальный |
страстный |
фригидный |
Люди, легко возбудимые, эмоционально впечатлительные, импульсивные. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы. |
Люди, склонные к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью. |
Люди, эмоционально стремительные, высокодейственные, упорные в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными. |
Люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания. |
Владение эмоциями – одно из достоинств человека. Владеть своими эмоциями – не значит быть бесчувственным, это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко переносятся теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Смелый человек не лишен страха – он одарен властью над страхом. Владение эмоциями – не подавление, а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной направленности.
3. СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их:
КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ | ||
Стресс (от англ. Stress – напряжение) – состояние эмоциональной психической напряжённости, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности. Стресс возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые решения. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. Д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. П. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами. В развитии стрессового состояния канадский ученый Ганс Селье (1907 -1982) выделил 3 этапа: 1) тревога (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции; 2) сопротивление (стадия резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров; 3) истощение. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).; В
преодолении стресса Стресс
может оказывать как |
Аффект (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций. Аффектные действия эмоционально-импульсивны, т.е. побуждаются чувствами, они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. В такие моменты человек часто не сознаёт своих действий, теряет контроль над своим поведением и допускает такого рода поступки, на которые, казалось, он совершенно не способен. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – расстройством памяти. Во всех многообразных проявлениях аффекта можно выделить 3 стадии: 1)
резко дезорганизуется вся 2)
перевозбуждение 3) спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости. К
числу приемов преодоления Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим некоторые из них. Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. Д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха). Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. П. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха. Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания, оцепенением или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»). Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев. В
состоянии гнева человек Страх и гнев не всегда достигают степени аффекта. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании. |
Фрустрация (от лат. Frustratio – неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. П.). Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести. |
4. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Информация о работе Эмоции и их функции. Классификация эмоций