Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:29, реферат

Описание работы

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые ре-гулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Содержание работы

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

emociya.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

      Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил  стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

      В развитии стрессового состояния  Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

      Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

      Стадия  сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

      В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие  психического (эмоционального) стресса. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п.

      Характер  стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать  на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты.

      Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств - силы нервной системы.

      В преодолении стресса проявляются  два поведенческих типа личности - интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы" и тип "достойного поведения".

      Остро негативная форма стресса - дистресс опасен для жизни, но при австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

      Особую  разновидность стресса составляет "стресс жизни" - острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами - крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

      При социально обусловленном стрессе  резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры).

      Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия - жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

      Если  стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.

      Так, перед угрозой разоблачения распадается  связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая "грызня", члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

      Возможен  и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации - индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний. 

      Стресс  следует отличать от аффекта.

      Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

      Аффект - эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное, возникновение опасности, грубое физическое насилие - все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

      Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

      В состоянии аффекта нарушается важнейший  механизм деятельности - избирательность  в выборе поведенческого акта, резко  изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

      Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

      Подкорковые образования при аффектах приобретают  определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек

      выявляется  своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий".

      Аффект  вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.

      Во  всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

      •   на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

      •    на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

      •    на заключительной стадии спадает нервное  напряжение, возникает

состояние депрессии, слабости.

      Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.

      К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

      Однако  самое важное условие преодоления  отрицательных аффектов -моральные  качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

      Аффект  может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

      Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

      Действия  в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.

      Волевая регуляция поведения человека может  проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

      Достигаемый при аффекте результат создает  лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

      Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

      Приведем  схему различительных признаков  физиологического и патологического аффектов: 

Физиологический аффект Патологический  аффект
1. Высшая интенсивность  возбуждения 1. Сверхинтенсивность  перевозбуждения
2. Соответствие вызвавшей причине 2. Несоответствие вызвавшей  причине
3. Значительная дезорганизация  сознания ("сужение" сознания") 3. Полная дезорганизация  сознания, умопомрачение
4. Несдержанность в  действиях 4. Полная потеря  способности отдавать отчет в своих действиях
5. Несвязанность ассоциативных  идей, доминирование  одного представления 5. Бессвязное хаотическое  сочетание идей
6. Сохранение отдельных  воспоминаний 6. Амнезия
 

      Аффективные состояния могут  проявляться в  различных формах. Рассмотрим некоторые из них.

      Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция  на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

      Многие  из врожденных страхов сохраняются  и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

      В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха).

      Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

      Наивысшая степень страха, переходящая в  аффект, - ужас.

      Ужас  сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная буря").

      В состоянии ужаса человек может  преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

      Эмоция  страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

      Страх - пассивно-оборонительная реакция  на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

Информация о работе Эмоции и чувства