Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Как известно, термин «теория» происходит от греческого слова theoria, которое означает наблюдение, рассматривание, исследование. И действительно, первые теории, объясняющие явления внешнего мира, строились на основе наблюдений, которые проводились иногда десятилетиями и столетиями и передавались из поколения в поколение. На основе этих наблюдений, их систематизации и обобщения предлагались определенные объяснения, знамения, предсказания. Эти теории были знанием «посвященных». В истоках современных наук лежит также наблюдение, а в ряде наук оно и сейчас является основным методом.

Содержание работы

Глава 1. Теории эмоций и чувств………………………………
Глава 2. Эмоциональные свойства человека.…………………
Список использованной литературы………………………….

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

 

Хунишергер, обобщив работы целого ряда исследователей, построил топографические схемы зон центрально расположенных структур, связанных с эмоциональными реакциями конкретного типа.

 

Однако дальнейшие работы в этой области показали, что трудно говорить об определенных субстратах, связанных с определенными типами эмоций и эмоциональных реакций. На характер эмоций, как уже отмечалось, влияют окружающая среда и индивидуальный опыт субъекта [А.В. Вальдман и др., 1972].

 

Важно отметить также работы Пенфилда [Penfild, 1966], в которых была показана многофункциональность отдельных структур мозга. В частности, многофункциональность височных областей неокортекса: они осуществляют не только слуховые, но и активационные и интегральные функции.

 

Таким образом, экспериментальные  работы в области нейрофизиологии  эмоций убедительно показывают ведущую  роль центральных механизмов головного  мозга в формировании эмоций человека. Однако в последние годы вновь  пересматривается роль перцепции организменных  сдвигов в детерминации эмоций. Шахтер и Зингер [Schachter, Singer, 1962], например, показали, что «висцеральные реакции могут облегчать наступление состояния гнева или эйфории, вызываемых соответствующей обстановкой или словами. Но адреналин сам по себе не ведет к появлению эмоциональных состояний, хотя и вызывает свойственные ему висцеральные реакции».

 

Серьезным экспериментальным  подтверждением теории Джемса-Ланги являются и исследования по эмоциональному стрессу.

 

Попробуем теперь на основе современных нейрофизиологических данных высказать гипотезу, отвечающую на вопрос, поставленный Клапаредом.

 

Любой раздражитель, воздействующий на организм, обладает двойным действием: специфическим, отражающим качественную природу раздражителя, и неспецифическим. Именно неспецифическое действие выступает  в роли стрессора, воздействующего  на ось «гипоталамуса —гипофиз- кора надпочечников» и вызывающего приспособительную реакцию организма (по Селье), запускающего висцеральные реакции организма (описанные Джемсом). Одновременно, в силу того, что именно структуры гипоталамуса-таламуса включают в себя зоны базисных эмоций (гнева, страха, удовольствия), происходит избирательная активизация этих зон и субъект переживает удовольствие, гнев, страх и их комбинации. В результате человек осознает одновременно и специфический характер раздражителя, и его эмоциональную окраску (и его переживания). Определенным основанием к такому заключению дают работы Пенфилда, показавшие многофункциональность отдельных подструктур мозга.

 

Процесс осознания периферических изменений как «эмоций», а не как  «органического ощущения» происходит потому, что существуют специализированные нейроны (или их сети), раздражение  которых приводит к переживанию, связанному прежде всего с базовыми эмоциями, т.е. в принципе так же, как происходит восприятие внешнего предметного мира. В эмоциях осуществляется восприятие внутреннего состояния организма, результатом этого восприятия являются переживания. Как восприятие внешнего мира (образы) осуществляется функциональной системой (зрительной), так и восприятие внутреннего состояния (переживание) осуществляется функциональной системой эмоций. Таким образом, можно сказать, что эмоции (переживания) являются свойством функциональной системы головного мозга, реализующей функции отражения внутреннего состояния организма.

 

 

Глава 2. Эмоциональные свойства человека

 

Эмоциональные свойства человека:

1. эмоциональная возбудимость - степень готовности эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. Показывается через раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, горячность; способствует чувствительности, уязвимости и т.п.;

2. глубина переживания эмоций (эмоциональная глубина) выражается в том, насколько глубоко человек переживает эмоции;

3. эмоциональная ригидность - лабильность. Эмоциональная ригидность - это устойчивость эмоции, которая проявляется в том, что возникнув на некое событие или ситуацию, эта эмоция продолжает проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились, и возбудитель перестал действовать. Лабильность эмоций (подвижность, способность к переключению) - заключается в том, что человек свободно выходит из одних эмоциональных ситуаций и быстро приспосабливается к другим. Иногда это предопределяет ее реактивность, импульсивность, а это означает, что человек плохо управляет собой;

4. эмоциональная устойчивость рассматривается как: а) способность эмоционально сильно не возбуждаться в ситуационных условиях, подавлять эмоциональные реакции, самоконтролю их; б) эмоциональная не возбудимость, не реагирование на емоциогенные раздражители;

5. экспрессивность - это проявление эмоций человека через мимику, жесты, голос, моторику, пантомимику, вещания и т.д. По степени проявления экспрессии выделяют: а) гипомимию (амимия) - означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, потухший взгляд и т.п.; б) гипермимию, которая связана с чрезвычайным выявлением средств выражения эмоций, с богатством ярких экспрессивных состояний, которые быстро меняются;

6. эмоциональный отклик - это степень чувствительности, восприятия. В.В. Бойко считает, что он проявляется в том, как легко, быстро и гибко человек эмоционально реагирует на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров, «на дело», «предмет», «природу», «на себя» и т.д.;

7. эмоциональный оптимизм - пессимизм.

 

Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно  и ярко проявляются в данном человеке, является ее эмоциональными свойствами.

С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, то есть готовность эмоционально реагировать  на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение подопытным предопределяло то, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.

Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых  видов профессиональной деятельности.

Эмоциональный отклик (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости есть свойство, которое обозначается как  эмоциональный отклик.

Потеря эмоционального резонанса - это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика  на различные события.

 

Уязвимость. К.К. Платонов определяет уязвимость как свойство личности, которое выражается в доминировании  впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое  явление, в структуру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его  эмоциональной окраской, через что  переживания доминируют в нем  над познанием.

 

Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурський писал: «Наблюдая в течение  длительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что в некоторых  из них чувства могут достигать  при известных условиях такой  интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот именно эту способность испытывать при некоторых благоприятных  обстоятельствах такие интенсивные  чувства, которые доступны сравнительно лишь некоторым, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначно интенсивности, глубине  эмоции, которая переживается.

Объективными показателями интенсивности пережитых человеком  эмоций могут служить изменения  физиологических функций. Однако Лазурский  отмечает, что они не всегда достаточны, потому что вегетативная возбудимость у разных людей неодинакова.

 

Эмоциональная ригидность - лабильность. Эмоциональную ригидность, которую А.Ф. Лазурський назвал устойчивостью эмоций, ученый определял следующим образом: это тот самый для данного человека промежуток времени, на протяжении которого эмоция, которая возникла, продолжает еще проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились и раздражитель перестал действовать.

Эмоционально ригидные люди отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на неких значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и образах (злопамятность), темах, которые волнуют. По этому  поводу в народе говорят: «Говорит  три дня, а все о бедности».

Неустойчивость эмоции, по Лазурскому, проявляется в том, что  сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает и, в конце  концов, прекращается, переходя в состояние  спокойного безразличия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прошлая эмоция очень быстро заменяется в нее другой.

Итак, лабильность эмоций (подвижность, переключение) характерна тем, что человек быстро реагирует  на изменение ситуаций, обстоятельств  и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний  и входит в другие.

Слишком выраженная лабильность  эмоций может осложнять отношения  с окружающими, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.

Эмоциональная лабильность  свойственна лицам с высоким  нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низкому нейротизму  отвечает эмоциональная ригидность.

 

Эмоциональная устойчивость. В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Некоторые авторы рассматривают  эмоциональную устойчивость как  «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к емоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимают и эмоциональную  стабильность, и устойчивость эмоциональных  состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Итак, в  одном понятии объединены различные  явления, которые не совпадают по смыслу с понятием «эмоциональная устойчивость».

Э.О. Милерян в книге  «Психологический отбор летчиков»  писал, что во эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к социогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать астенические эмоции, которые возникают).                  Я. Рейковский считает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется через их низкую эмоциональную чувствительность. К.К. Платонов и Л.М. Шварц к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышено эмоционально возбудимый и подвержен частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль свободы в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. М.Д. Левитов связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина - с «аффектом неадекватности», которая проявляется в повышенной уязвимости, замкнутости, упрямстве, негативизме.

Так же понимают эмоциональную  устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную  неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания  настроений. П. Фресс как главную  характеристику эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), для которой характерна чувствительность человека к емоциогенной ситуации.

Итак, эмоциональной устойчивости, с точки зрения названных выше авторов, свойственна эмоциональная  невозмутимость, неуязвимость, то есть нереагирование человека на емоциогенные раздражители, ситуации.

В других случаях под эмоциональной  устойчивостью понимают такую степень  эмоционального возбуждения, которая  не превышает предельной величины и  не нарушает поведение человека (Я. Рейковський) и даже положительно влияет на эффективность деятельности.

Л.М. Аболин считает правомерным  под эмоциональной устойчивостью  понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных  условиях.

Отсюда главным критерием  эмоциональной устойчивости для  многих ученых становится эффективность  деятельности в емоциогенной ситуации. А.А. Сиротин включает в определение  эмоциональной устойчивости способность  человека успешно решать сложные  и ответственные задачи в напряженной  емоциогенной обстановке.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - способность подавлять эмоциональные  реакции, то есть «сила воли», которая  проявляется в терпении, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самовладанни), определяющих стабильность эффективности деятельности.

 

Не случайно К.К. Платонов разделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владение человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость) и психомоторику эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании  эмоциональной устойчивости является подход  П.Б. Зильбермана, который  под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, которое  характеризует  такое взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных  компонентов психической деятельности индивида, которые обеспечивают оптимальное  успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Такая же позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, которое обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в емоциогенной ситуации, а значит способствует успешному выполнению деятельности».

М.И. Дяченко и В.А. Пономаренко  понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое  состояние, которое обеспечивает целесообразное поведение в экстремальных ситуациях.

По мнению Э.П. Ильина, о  настоящей эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1. время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии емоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пересыщения при выполнении однообразной работы); чем позже возникают эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2. сила емоциогенного влияния, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Информация о работе Эмоции и чувства