Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:04, реферат

Описание работы

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах.

Содержание работы

Введение
1. Аффекты
Собственно эмоции.
Чувства.
2. Эмоции и эмоциональная система.
Эмоции как система.
Ограничения эмоциональной системы.
Степени свободы эмоциональной системы.
3. Причины вызывающие эмоции.
Активация эмоций нервной системой.
Причины эмоций.
4. Выражение эмоций.
Мимическое выражение эмоций.
Пантомимика, выражение эмоций голосом.
Межкультурные различия в выражении эмоций.
Взаимозависимость эмоций и их выражения.
Вывод.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

3. Причины вызывающие эмоции.

Эмоциональная система редко  функционирует в полной независимости  от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют  с перцептивной, когнитивной и  двигательной системами, и эффективное  функционирование личности зависит  от баланса в деятельности различных  систем и их интеграции. В частности, так как эмоция любой интенсивности  имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические; системы и органы до некоторой  степени включаются в эмоцию.

Активация эмоций нервной системой.

Активация представляет собой  изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный  процесс, сопровождающийся в своей  кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения  отличаются от тех внутренних и внешних  феноменов, которые их обусловливают  и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции.

Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые — при ее уменьшении, а некоторые — при достижении, ею устойчивого уровня.

Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим  эмоциям, могут быть генетически  запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное  восприятие действует по-разному  в различном возрасте и на различных  стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать  условия, вызывающие эмоцию.

Причины эмоций.

В дополнение к проблеме активации встает вопрос о причинности  эмоций в более общем смысле: что  же детерминирует эмоцию? Какие внутренние и внешние явления и условия  вызывают изменения в нервной  системе, ведущие к возникновению  эмоции?

Три типа взаимоотношений  субъекта и окружающей среды и  пять типов индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию  эмоции, представлены в следующем  списке.

А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:

    • Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа.
    • Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс).
    • Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

    • Память (как активная, так и испытанная).
    • Воображение.
    • Образное и предвосхищающее мышление.
    • Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности.
    • Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

4. Выражение эмоций.

Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых  форм реагирования. Иногда эмоциональные  реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться  и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании - существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.

В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении. Сначала  это могут быть преимущественно "сопутствующие" экспрессивные  изменения, позднее эмоциональный  процесс распространяется на все  большее число афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению. Одновременно происходит осознание  протекающего эмоционального процесса и связанных с ним изменений  в процессах регуляции. Оно может  опережать появление внешних  изменений, однако бывает, что человек  длительное время не отдает себе отчета в своих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их последствия в виде тех или иных непонятных проявлений своего поведения. Иногда эмоции вовсе  не находят отражения в сознании.

Эмоция, получившая достаточную  силу и организованность, приобретает  способность оказывать большое  влияние на функциональное состояние  различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:

    • в форме выразительных движений,
    • в форме эмоциональных действий,
    • в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,
    • в форме определенного отношения к окружающему.

Мимическое выражение  эмоций.

Исследование мимического  выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном  состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение  эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей  определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь - это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).

Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами  и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции  должны быть тесно связаны с определенными  эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание  эмоций по мимическому выражению. Оказалось, что теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение  не полностью детерминировано врожденными  факторами. Об этом свидетельствуют  многочисленные наблюдения и экспериментальные  данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой мере правильно  распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного  выражения эмоций.

В экспериментах, проведенных  Борингом и Титченером, испытуемым показывали рисунки с вариантами мимического выражения. При предъявлении этих вариантов испытуемым каждый из них казался вполне естественным. Однако, когда нужно было назвать эмоцию, соответствующую этим изображениям, мнения оценивающих обнаружили довольно большие расхождения; так, лицо, которое должно выражать, по мнению авторов, презрение, описывалось такими понятиями, как упрямство, рассеянность, неодобрение, пренебрежение, отвращение; большинство (34% испытуемых употребили, однако, определение "презрение".

Аналогичное исследование было проведено с фотографиями актеров, изображавших различные эмоции. Лангфелд установил, что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%, то есть не выше, чем число правильных оценок профилей Пидерита.

Шлосберг предположил, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

Попытки Лэндиса установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).

Следует подчеркнуть, что  типичные мимические корреляты не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как  вызывающие страх, смущение и т. д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми (то есть для тех случаев, когда последние утверждали, что  они испытывали страх, отвращение и  т. п.). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого  есть некоторый характерный для  него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот  и т. д.

Представление о том, что  по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному  языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения  о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление  верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются  в виду хорошо знакомые люди. Когда  нам приходится долго общаться с  человеком, мы узнаем, что такое-то выражение  лица означает у него раздражение, тогда  как другое - восторг. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще  язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем  язык эмоций лишь близких нам людей.

Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают  влияние три фактора :

    • врожденные видотипичные мимические схемы сответствующие определенным эмоциональным состояниям;
    • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств подлежащиё произвольному контролю;
    • индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, своиственные только данному индивиду.

Пантомимика, выражение  эмоций голосом.

Исследования жестов и  голоса выявляют влияние аналогичных  факторов. Так, эксперименты, в которых  эмоции определялись по заснятым на кинопленку движениям рук опытного актера, показали, что уровень точности оценок является примерно таким же, как при определении  эмоций по выражению лица.

В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр. Отдельные  интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву.

Неоднократно предпринимались  попытки выявить при помощи звукозаписи  вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако в виду множества факторов, от которых зависят особенности  записи, эти попытки до сих пор  не увенчались успехом.

Выражение эмоций голосом, так  же как и мимическое выражение, имеет  как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретённые - социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития "компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных еди- ниц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях,

Иногда сильное возбуждение  может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса "(можно говорить шипящим  от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции  к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности  не издавать слишком сильных звуков.

Что касается движений всего  тела - пантомимики, то здесь удалось  выявить одну отчетливую комплексную  реакцию, возникающую в ответ  на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так  называемая реакция вздрагивания (startle pattern).

Некоторые авторы считают, что  эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток со- циальной обусловленности.

Межкультурные различия в выражении эмоций.

Исследования поведения  людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения  эмоций встречаются как универсальные  типы реакций, так и специфические  для отдельных исследовавшихся культур. Это можно проиллюстрировать данными Кляйнберга (1938), который провел анализ китайской литературы с точки зрения описания выражения эмоций.

Он установил, что для  описания страха, например, используются следующие выражения: "Все дрожали, а их лица были цвета глины"; "Волосы стали дыбом, и по телу побежали мурашки"; "Холодный пот покрыл его тело; он беспрерывно дрожал"; "Ее ноги будто приросли к земле; она готова была кричать, но уста ее были немы". Все приведенные здесь описания вполне понятны европейцу, что указывает на сходство выражения страха в разных культурах.

Для описания гнева используются такие выражения: "Он заскрежетал  зубами, стирая их в порошок"; "Его  глаза широко раскрылись и стали  круглыми" (что у нас означает, скорее, удивление или страх); "Был  так разгневан, что несколько  раз лишался чувств". У нас, ско- рее, сказали бы "лишился чувств от потрясения" или "лишился чувств от страха".

Информация о работе Эмоции и чувства