Эмоции и чувства как формы душевной жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца -- «ум с сердцем не в ладу» и т.д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается - зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......…3
Что такое эмоция и чувство?......................................................................4
Физиологические механизмы эмоций и чувств………………….………7
Как выражаются эмоции и чувства?...........................................................8
Функции чувств и эмоций……………………………………..…………10
Формы переживания эмоций и чувств ……………………….…………14
Основные классификации эмоций ………..……………………….……17
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………...………22

Файлы: 1 файл

PsixoEmocii.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Психология»

 

на тему:

«Эмоции и чувства как формы душевной жизни человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….......…3

  1. Что такое эмоция и  чувство?......................................................................4
  2. Физиологические механизмы эмоций и чувств………………….………7
  3. Как выражаются эмоции и чувства?...........................................................8
  4. Функции чувств и эмоций……………………………………..…………10
  5. Формы переживания эмоций и чувств ……………………….…………14
  6. Основные классификации эмоций ………..……………………….……17

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………...………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Думая об эмоциях и чувствах, может прийти совсем неожиданный вопрос: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без  эмоций, без чувств.

Недаром издавна возникло представление о трехчленной  структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности  ума и сердца -- «ум с сердцем  не в ладу» и т.д. При этом, как  отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается - зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

 

 

 

 

1. Что такое эмоция и чувство?

 

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства - положительное или  негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.

Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли - это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Чувства - это  специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции - радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоции и чувства  характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна  полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость - горе», «любовь - ненависть», «симпатия - антипатия», «удовлетворение - недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства - те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические - те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния  и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и  чувства проявляются более или  менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что  они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции  организма, эмоции сигнализируют о  полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

Охватывая все разновидности  переживаний человека - от глубоко  травмирующих страданий к высоким  формам радости и ощущения жизни, - эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности - повышать активность организма, и негативным - угнетать все его функции.

Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное  то, что эмоции, а именно продолжительные  негативные эмоции (страх, переживание  боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний. Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

Потребности человека и  животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным - гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

У человека как общественного  существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.

Эмоции и чувства  человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные  переживания отношения к ней  и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств - холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.

 

 

 

 

2. Физиологические механизмы эмоций и чувств.

 

Эмоции и чувства  представляют собой сложную реакцию  организма, в которой участвуют  почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и  всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно  происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических  механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п.

В возникновении и  движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.

 

 

 

3. Как выражаются эмоции и чувства?

 

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Эти внутренние переживания  бывают астеническими или сте-ническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное  выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000-6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.

С опытом и развитием  речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это  не значит, что этим тормозится эмоция. Нейрофизиологи считают, что в таких  случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций - движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты. Формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и  чувств формируются способности  воспринимать и понимать разнообразные  формы и оттенки выражения  переживаний, умения их опознавать.

Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств  и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства  могут быть выражены no-разному. Чувство  страха, например, может вызвать астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность  выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами - мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

 

 

 

 

 

4. Функции чувств и эмоций.

 

Для того чтобы изучить  какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида - например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько основных функций эмоций и чувств:

1. Подкрепляющая и  закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.

Информация о работе Эмоции и чувства как формы душевной жизни человека