Эмоции человека в жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Объект данной работы – эмоциональная сфера жизни человека.
Предмет – виды эмоций, переживаемые человекам.
Цель исследования заключается в изучении общего эмоционального фона (и его отдельных составляющих) человека в возрасте 19-22 лет.

Файлы: 1 файл

Говорят.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

Введение       

Психология  эмоций. Что  изучается  этой  областью  психологии? Ответ  очевиден – эмоции  человека. Но  что  такое  эмоция? Как  и  все, что  изучает  психология, она  нематериальна, мы  не можем  ее  ни  увидеть, не  потрогать. Но  в  отличие  от  других процессов  мы  можем  достаточно  ярко  видеть  ее  проявление  в  поведении  человека. Ведь  на  все, что  происходит  вокруг  нас, мы  как-то  реагируем, а  значит, показываем  определенные  эмоции.        

А  теперь  давайте  попробуем  представить себе, что мы вдруг лишились способности переживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у гас радости, а известия о болезни друга — печали; нас не охватывает волнение при виде любимого человека, и даже несправедливость оставляет нас равнодушным.                                                                  

У. Джеймс в статье под названием  «Что такое эмоция?» приводит выдержку из самоописания пациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделать жизнь счастливой и привлекательной, но я не способна ни радоваться, ни чувствовать... Все функции и действия в моей жизни сохранились, но  они лишены соответствующего чувства и удовлетворения от них. Когда у меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Я узнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — так говорят мне все, я и сама это вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения, которые я должна испытывать, у меня нет. Музыка потеряла для меня всю прелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меня это просто шум». Ужасная картина! Мы  видим, что  теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет.       

На  мой  взгляд, сегодня  данная  тема  очень  актуальна. Ведь  человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира, наша  эмоциональность  значительно  превосходит  элементарные  эмоциональные  реакции  животных. А  значит, логично будет  предположить, что богатство эмоционального мира человека  оказывается полезным для выживания и развития  всего человечества. Но  каким  образом   это  происходит?  Об  этом  спорили  и   до  сих  пор  спорят  ученые.        

Объект  данной  работы – эмоциональная  сфера  жизни  человека.        

Предмет – виды  эмоций, переживаемые  человекам.        

Цель   исследования  заключается  в  изучении  общего  эмоционального  фона  (и  его  отдельных  составляющих) человека  в возрасте  19-22  лет.     

 

Общая характеристика эмоций        

Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).       

К эмоциональной сфере традиционно  относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства  и  т. д. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью.       

Эмоциональный тон ощущений (чувственный  тон ощущений) - форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.  
       Собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности; 
      Чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. 
       Аффект -  форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций.          

Настроение - это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

Функции эмоции       

Из античности до наших дней дошло  представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека       

Однако уже Ч. Дарвин говорил  о биологической целесообразности эмоций. Человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.        

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого.       

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс вкровь адреналина, при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помотает распознать угрожающие стимулы.        

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Таким  образом, суть следообразуюшей функции эмоций заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем.       

Функция побуждения и поддержания  деятельности. Как  я  уже  отмечала, регуляция нашей деятельности осуществляется нетолько на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен дляорганизма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получитеудовольствие от прогулки. То  есть эмоции являются субъективной формой существования потребностей. Во время осуществления деятельности  динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.       

Функция компенсации информационного  дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае,когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.       

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмоции обладают   «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями.       

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. И  все  же  даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

 

 

       Выражение эмоций       

По каким признакам можно  определить, что человек переживает некоторую эмоцию? Как  мы  можем  узнать, что  именно чувствует  в  данный  момент  человек, какое  именно  эмоциональное  состояние  он  переживает? Безусловно, самый простой способ узнать об этом — это спросить его самого. «Мне весело», «Мне грустно», «Я боюсь»  и  т. д. — каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание. Однако всем  нам  известно, что  полноценно  выразить  эмоцию  в  словах  невозможно. Именно поэтому внимание ученых всегда привлекали объективные, не связанные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний. Для определения  наличия  переживания  эмоции   выделяют пять уровней проявления эмоций.

1.     Субъективный план проявления эмоций.

2.     Проявление эмоций в поведении.

3.     Проявление эмоций в речи.

4.     Вегетативный уровень проявления эмоций.

5.     Проявление эмоций на биохимическом уровне.       

П. Экман и В. Фризен выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адаптационные проявления — неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости;

2) регуляторы — движения, придающие  ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы — телесные выражения  интенсивности эмоции, например  размахивание руками в состоянии  возбуждения;

4) демонстрация — намеренное  усиление эмоционального выражения  с помощью мимики, например нахмуривание бровей при гневе, улыбка ; 

5) знаки — культурно обусловленные  жесты, значения которых колеблются в различных сообществах. К этим выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса.               

 

Теория дифференциальных эмоций       

Существует  гипотеза  об  универсальности  выражения  эмоций. Я  решила  рассмотреть  подход  к  ней  К. Изарда, как одного из наиболее авторитетных исследователей данной тематики. Он предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес — возбуждение, удовольствие — радость, удивление, горе - страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение -пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние. Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя интенсивность, ужас — высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанныеэмоций, которые он назвал диадами (например, страх — стыд или интерес — удовольствие) и триадами (например, горе — гнев — отвращение или интерес — удовольствие — удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить (и пережить) 45 диад и 120 триад. Несмотря на такой удивительно многообразный репертуар эмоциональных состояний, которые потенциально доступнычеловеку, Изард считает, что в каждый момент времени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.       

Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано с тремя факторами:    

а) наличием характерных  мимических выразительных комплексов;   

б) уникальным субъективным переживанием (феноменологическое качество);   

в) специфическим нервным субстратом.

Так, существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживанием положительных эмоций, являются функцией коры левого полушария, а отрицательных  эмоций - функцией коры правого полушария.

1.Интерес — возбуждение

2.Удовольствие — радость

3.Удивление

4.Горе — страдание

5.Гнев — ярость

6.Отвращение — омерзение

7.Презрение — пренебрежение

8.Страх — ужас

9.Стыд — застенчивость

10.Вина — раскаяние

Фундаментальные эмоции человека, по К. Изарду, 1980       

Исследование, проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, в  целом  подтвердило универсальность выражения и схожесть в переживании фундаментальных эмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20 странах, поэмоции страха — в 19, по эмоции гнева — в 18. П. Экман проводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах,подверженных влиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную, практически изолированную от внешнего миракультуру Папуа — Новой Гвинеи. Неграмотным испытуемым зачитывались рассказы, описывающие различные эмоционально насыщенные события (например, «у человека умер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора. Полученные данные подтвердили гипотезу об универсальности фундаментальных эмоций.       

Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

1.     Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

2.     Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

3.     Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

4.     Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.

5.     Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Уровневая модель функционирования эмоций       

В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций, например работы М. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша, которые по-своему преломили проблематику эмоций через популярные в последнее время модели уровней переработки информации.       

Информация о работе Эмоции человека в жизни