Эмоции человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:15, реферат

Описание работы

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Содержание работы

Введение
1 .Понятие об эмоциях и чувствах
2 .Физиологические механизмы эмоций и чувств
3 .Выражение эмоций и чувств
4 .Функции чувств и эмоций
5 .Формы переживания эмоций и чувств
6 .Основные классификации эмоций
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Эмоции Томская.docx

— 40.83 Кб (Скачать файл)

Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции — эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

 

 

10

Выводы 

Итак, мы выяснили, что ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?» односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые «в быту» часто используются как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.

Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

По мнению советского психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно.

Тем не менее, многие явления эмоциональной жизни никак в психологические формулу не укладываются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более, эмоциональная!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Список литературы:

 

1) Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35.

2) Изарт К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

3) Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. — М., Просвещение, 1986.

4) Максименко С.Д. Общая психология. — М., 2000.

5) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

6) Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М., Наука, 1975.

7) Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002.

8) Максименко С.Д. Общая психология. — М., 2000. С. 269.

9) Максименко С.Д. Общая психология. — М., 2000. С. 272.

10) Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002. С. 24—25.

11) Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. С.354-357.

12) Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М., Наука, 1975. С. 95.

13) Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1981. С. 88-89.

14) Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. С.339-341.

15) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. С. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Государственное Автономное Образовательное Среднее Профессиональное Учреждение Республики Татарстан

«Альметьевский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

Реферат:

по дисциплине: Психология.

На тему: «Эмоции»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ЛД 11А

Томская Евгения

Проверила:

преподаватель


Информация о работе Эмоции человека