Экзаменационный билет по "Педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:48, контрольная работа

Описание работы

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Содержание работы

Вопрос 1
Понятие и структура учебной деятельности
Введение
Структура учебной деятельности
Главные компоненты учебной деятельности
Внешняя структура учебной деятельности
Учебное моделирование
Вопрос 2
Аспектный подход к понятию «Образование»
Введение
Цели, функции, критерии.
Роль образования в жизни человека.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология.docx

— 43.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Байкальский  экономико-правовой институт»

Психологический факультет

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный билет №3

По дисциплине «Педагогическая  психология»

Для специальности 030301 –  «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент V курса

Золотухина 

Наталья Владимировна

Г. Шилка

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Вопрос 1

Понятие и структура  учебной деятельности

Введение

Структура учебной  деятельности

Главные компоненты учебной деятельности

Внешняя структура  учебной деятельности

Учебное моделирование

Вопрос 2

Аспектный подход к  понятию «Образование»

Введение

Цели, функции, критерии.

Роль образования  в жизни человека.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Современный учебный процесс  невозможен без учебной деятельности, которая, в свою очередь должна быть максимально эффективной, чтобы  удовлетворять все возрастающим потребностям сегодняшнего дня.

                  Структура учебной деятельности

Учебная деятельность имеет  внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как  мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме  заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому  из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.

Описывая структурную  организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает, что «...учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применении к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданны ми образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных зна-ний и общих способов решения задач».

Рассмотрим главные из компонентов внешней структуры  учебной деятельности:

Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной  организации учебной деятельности (вспомним «закон готовности» Э. Торндайка, мотивацию как первый обязательный этап поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Именно этой первостепенной важностью мотивации в учебной деятельности субъекта объясняется ее специальное подробное рассмотрение в следующей главе.

Вторым по счету, но главным, по сути, компонентом структуры учебной  деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.

Понятие «задача» имеет большую  историю развития в науке. В психологическом  плане в отечественной науке  одним из первых исследователей, рассматривавшим  категорию задачи, был М.Я. Басов (1892-1931). Анализируя деятельность ребенка, он отмечал, что для самых разнообразных  учебных и жизненных ситуа­ций общим является момент задачи как таковой. Этот общий момент связан с необходимостью для человека открыть то, чего он еще не знает и что нельзя просто увидеть в предмете; для этого ему потребуется определенное действие с этим предметом. В своих трудах он обосновал целесообразность использования в психологии понятия задачи одновременно с терминами «действие», «цель» и «задание».

Основываясь на определении  учебной деятельности как специфической  деятельности субъекта по овладению  обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом и решаемых обучающимся учебных задач, отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект.

В учебной деятельности особое место занимают учебные действия - специфические, умственные преобразования предмета, направленные на выявление  в нем определенных отношений, составляющих содержание понятие и построение предметной или знаковой модели.

 Действие планирования включает в себя выбор пути достижения цели, определение оптимального способа решения из предложенных нескольких возможностей, умение изменять прямые функции предметов, переносить известные способы в новые ситуации для решения других частных задач или же использования этих способов с внесением необходимой модернизации, конструирование нового способа решения возникших учебных или других проблем и др. Всё это требует от ученика мысленного планирования своих будущих действий с учебным материалом.

 Полноценная учебная  деятельность невозможна вне  действия моделирования способов  решения в графической, знаковой  или буквенной форме. Учебное  моделирование является важнейшим  средством творческого усвоения  теоретических знаний, обобщенных  способов действия. В модели фиксируются  всеобщие отношения, выделенные  и процессе преобразования условий  учебной задачи, которые нельзя  наблюдать непосредственно.

Выполнение таких учебных  действий закономерно ведет к  развитию творческих способностей. Решение  учебной задачи посредством учебных  действий должно завершиться формированием  контрольно-оценочных действий.

 Действие самоконтроля - это определение соответствия  учебных действий условиям учебной  задачи на основе предполагаемых  результатов, опирающееся на развитый  внутренний план действия и  рефлексию. Самоконтроль учащихся  должен направляться на обнаружение  правильности и полноты действий, а не на правильность результата. Для воспитания внимательности  ученика необходимо формировать  умение контролировать правильность  проведения последовательных умственных  действий.

 В учебном процессе  необходимо постепенно передавать  выполнение отдельных элементов  учебной деятельности самому  ученику для самостоятельного  осуществления без вмешательства  учителя. Эту работу рациональнее  начинать с формирования самостоятельного  контроля. Дети, прежде всего, должны  научиться контролировать друг  друга и самих себя. Для этого  необходимо, чтобы учебное действие  с его оперативно-предметным составом  было представлено достаточно развернуто, а сам состав разработан учителем совместно с учениками. При формировании действия контроля необходимо идти от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями.

 Действие самооценки - также важное условие умения  учиться. Это определение степени усвоения общего способа решения учебной задачи и соответствия результата учебных действий их конечной цели. Оценка фиксирует усвоение или неусвоение, показывает причины неуспеха и направляет ученика к устранению не­достатков. Оценка относится к выполнению всей учебной задачи. Действия контроля и оценки постепенно должны от учителя передаваться самим учащимся. Такую способность к саморегуляции ученик получает одновременно с условием учебных действий, что позволяет ребенку контролировать и оценивать степень соответствия полученных результатов данной цели. Так дети приобретают умение учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании  оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в  широком педагогическом смысле. В  самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и  результат усвоения человеком систематизированных  знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения  и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

Следовательно, в понятие  образования включены не только знания, навыки и умения как результат  обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественно  организуемый и нормируемый процесс  постоянной передачи предшествующими  поколениями последующим социально  значимого опыта, представляющий собой  в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование представляет собой  целенаправленный триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств  поведения, физическое и умственное развитие. (См. Педагогическая технология. 1993. Выпуск № 3—4. Временный государственный стандарт. Общее среднее образование. С. 66— 68). Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, а его содержание выступает как средства развития личности и формирования ее базовой культуры.

 

Образование, так же как  и науку, можно рассматривать  в тpex аспектах:

это целостная система  знаний человека о мире, подкрепленная  соответствующими навыками в различных  сферах активности;

это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;

это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

       Функции образования следующие:

воспитание;

социализация;

подготовка квалифицированных  специалистов;

приобщение к современным  технологиям и другим продуктам  культуры.

 

                    Критерии образованности

Образование — это результат  обучения.

Образованный человек  — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя  причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность  мышления, проявляющиеся в том, что  человек способен самостоятельно восстанавливать  недостающие звенья в системе  знаний с помощью логических рассуждений.

Информация о работе Экзаменационный билет по "Педагогической психологии"