Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, доклад
Адвокатская деятельность предполагает при защите прав и интересов несовершеннолетних учитывать и использовать ряд, регламентируемых законом, особенностей. Следует при этом исходить из того, что часть этих особенностей предусмотрена действующим уголовно-процессуальным законодательством РФ, а часть международно - правовыми стандартами, являющимися в силу положений ч.4 ст.15 Конституции РФ и ч.3 ст.1 УПК РФ составной частью законодательства РФ регулирующего уголовное судопроизводство, но на практике таковыми не признаваемыми подавляющим числом работников правоохранительной системы.
Как представляется, дополнительные гарантии особого порядка расследования и рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей, введенные новым УПК РФ предполагают обязательное назначение судебно-психологической экспертизы в отношении всех несовершеннолетних правонарушителей, попавших в сферу интересов правоохранительных органов. Иное понимание закона свидетельствовало бы о, якобы, поручении законодателем следственно-судебным работникам функций психологов и психиатров, что не имеет места на самом деле.
О необходимости
такого понимания норм УПК РФ в
отношении несовершеннолетних свидетельствует
и ч.3 ст.27 УПК РФ, регламентирующая
вопросы прекращения уголовного
преследования
Более чем очевидно, что выявление вопросов отставания в психическом развитии, наличия или отсутствия психических расстройств, меры осознания фактического характера и общественной опасности деяния, меры руководства своими действиями, относятся к компетенции специалистов в области психологии личности и психиатрии, без которых, как представляется, участники уголовного судопроизводства не вправе делать свои выводы по данным вопросам.
М.М. Коченовым в работе "Введение в судебно-психологическую экспертизу", основные положения которой легли в основу рекомендаций для практических работников органов следствия в книге "Руководство для следователей" приводится справедливое замечание А.С. Экмекчи: ":замена квалифицированного судебного эксперта-психолога рассуждениями суда (читай: дознавателя, следователя, прокурора - А.Р.) по вопросам психологии является неквалифицированной, что может повести и зачастую ведет к полностью или частично неправильным выводам".
Эксперты-психологи
рекомендуют проводить СПЭ
По утверждению психологов "в ходе допроса широко проявляется вся гамма, как негативных, так и позитивных особенностей личности подростка (такие, как импульсивность или заторможенность, гиперактивность или пассивность, высокая аффективная напряженность или расслабленность, эгоцентризм или альтруизм и др.) Следует также учитывать, что нередко допрашивающие лица-следователи - видоизменяют продукты речи подростков, которыми давались показания, что на наш взгляд, затрудняет последующий психологический анализ личностных особенностей подростков. Отдельные подростки, неправильно понимая чувство дружбы, товарищества, скрывают активных соучастников преступления, и берут всю ответственность за совершение преступления на себя. Это может быть связано и с чрезмерным "чувством взрослости", "неадекватной самооценкой", боязнью прослыть "слабаком" и пр. Особое значение приобретает умение следователя вступить в психологический контакт с допрашиваемым. Он выбирает различные темы для беседы с подростком, задает ему вопросы, не имеющие значения для существа дела; как правило, они касаются биографии подростка и его увлечений, интересов. Это очень важная стадия в процессе допроса.
Важным является при беседе анализ мимики и жестов подследственного. Необходимо обязательно учитывать степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности проявления психологической защиты личности подследственного.
Установление
этих важных обстоятельств, предусмотренных
главой 50 УПК РФ без обязательного
участия специалиста-психолога
К сожалению, уровень
квалификации основной массы следственно-судебных
работников нашей страны, расследующих
и рассматривающих уголовные
дела в отношении
Важность этого
постулата высказывалась
"Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает "предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов" (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд.2-е М.,1946, с.26).
И.С.Барышев (Взгляд на науку уголовного законоведения) писал, если судья не знает психологии, то это будет "суд не над живыми существами, а над трупами" (по книге М.И. Еникеев, Учебник, Общая, социальная и юридическая психология, 5-е издание, С-П, 2003г., стр.20).
К задачам судебно-
1) Установление
способности психически
Поводами для назначения в этих случаях психологической экспертизы могут служить данные: о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица, условия восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей одновременно воздействующих на субъект, состояние психической напряженности в момент восприятия и др.); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности).
При объективной, вытекающей из дела необходимости, постановка адвокатами вопроса о необходимости назначения и проведения психологической экспертизы в вышеназванных случаях, рекомендуются следующие вопросы:
Перечень предложенных вопросов - не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит от обстоятельств подлежащих выяснению и экспертной оценки.
2) Установление
способности психически
Поводами для назначения психологической экспертизы в указанных случаях, как правило, являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации; отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и в школе.
Рекомендуются
следующие вопросы для
В литературе описан случай, когда некий П. в состоянии опьянения встретил на улице 14-летнюю В., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, П. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел В. к себе домой, где находились его отец и мать. Однако он пригрозил, что любая попытка обратиться к ним "кончится для нее плохо". Он привел В. в свою комнату, предложил ей сесть на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. После этого он совершил с В. насильственный половой акт. В. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставил на ее разрешение следующий вопрос: "учитывая индивидуально-психологические особенности В., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?". В распоряжение эксперта были представлены материалы дела, содержащие в частности показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Эксперт также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности - все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей В., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказывать сопротивление.
3) Установление
способности отстающих в
На возможность
отставания в развитии психически здорового
подростка могут указывать
Рекомендуемые для постановки перед экспертизой вопросы:
Эти вопросы
прямо вытекают из постановления
Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14
февраля 2000г. "О судебной практике
по делам о преступлениях несоверш
С другой стороны, психологическая экспертиза в отличие от психиатрической позволяет пользоваться не жесткой формулой: вменяем -невменяем, а дать более тонкое и объективное определение степени способности подростка осознавать значение свои
Для того, чтобы адвокат мог активно участвовать в решении вопросов назначения и проведения, необходимых по делу судебных экспертиз и, в частности, судебно-психологической экспертизы, чтобы он мог реально представлять себе современные возможности судебно-психологической экспертизы он должен знать о новейших достижениях в данной области научных знаний, о новых методах судебной экспертизы, знать систему государственных экспертных учреждений, научно-исследовательских институтов, не входящих в систему государственной экспертизы, для того, чтобы грамотно и аргументировано ставить вопрос о необходимости назначения и проведения данного вида экспертиз. Специальные знания в этой области, необходимы адвокату и для адекватного понимания заключений эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследования, научности данного заключения и его доказательственной значимости.
Все это свидетельствует
о том, что профессионально
Адвокат
Адвокатской консультации №63
Межреспубликанской коллегии адвокатов