Экспертиза несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, доклад

Описание работы

Адвокатская деятельность предполагает при защите прав и интересов несовершеннолетних учитывать и использовать ряд, регламентируемых законом, особенностей. Следует при этом исходить из того, что часть этих особенностей предусмотрена действующим уголовно-процессуальным законодательством РФ, а часть международно - правовыми стандартами, являющимися в силу положений ч.4 ст.15 Конституции РФ и ч.3 ст.1 УПК РФ составной частью законодательства РФ регулирующего уголовное судопроизводство, но на практике таковыми не признаваемыми подавляющим числом работников правоохранительной системы.

Файлы: 1 файл

Экспертиза несовершеннолетних.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Как представляется, дополнительные гарантии особого порядка расследования и рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей, введенные новым УПК РФ предполагают обязательное назначение судебно-психологической экспертизы в отношении всех несовершеннолетних правонарушителей, попавших в сферу интересов правоохранительных органов. Иное понимание закона свидетельствовало бы о, якобы, поручении законодателем следственно-судебным работникам функций психологов и психиатров, что не имеет места на самом деле.

О необходимости  такого понимания норм УПК РФ в  отношении несовершеннолетних свидетельствует  и ч.3 ст.27 УПК РФ, регламентирующая вопросы прекращения уголовного преследования несовершеннолетних, в случаях, когда последний "вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом".

Более чем очевидно, что выявление вопросов отставания в психическом развитии, наличия или отсутствия психических расстройств, меры осознания фактического характера и общественной опасности деяния, меры руководства своими действиями, относятся к компетенции специалистов в области психологии личности и психиатрии, без которых, как представляется, участники уголовного судопроизводства не вправе делать свои выводы по данным вопросам.

М.М. Коченовым  в работе "Введение в судебно-психологическую  экспертизу", основные положения которой легли в основу рекомендаций для практических работников органов следствия в книге "Руководство для следователей" приводится справедливое замечание А.С. Экмекчи: ":замена квалифицированного судебного эксперта-психолога рассуждениями суда (читай: дознавателя, следователя, прокурора - А.Р.) по вопросам психологии является неквалифицированной, что может повести и зачастую ведет к полностью или частично неправильным выводам".

Эксперты-психологи  рекомендуют проводить СПЭ несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на ранних этапах следствия, т.к. экспертное исследование имеет важное значение, не только для установления истины, но и для оптимизации самого судебно-следственного процесса. Перед психологом стоит задача помочь следователю установить психологический контакт с подростком. Трудности установления такого контакта обусловлены рядом причин: это страх уголовного наказания; заинтересованность подростка и его родственников в положительном исходе дела; индивидуально-психологические особенности подростка.

По утверждению  психологов "в ходе допроса широко проявляется вся гамма, как негативных, так и позитивных особенностей личности подростка (такие, как импульсивность или заторможенность, гиперактивность  или пассивность, высокая аффективная  напряженность или расслабленность, эгоцентризм или альтруизм и др.) Следует также учитывать, что нередко допрашивающие лица-следователи - видоизменяют продукты речи подростков, которыми давались показания, что на наш взгляд, затрудняет последующий психологический анализ личностных особенностей подростков. Отдельные подростки, неправильно понимая чувство дружбы, товарищества, скрывают активных соучастников преступления, и берут всю ответственность за совершение преступления на себя. Это может быть связано и с чрезмерным "чувством взрослости", "неадекватной самооценкой", боязнью прослыть "слабаком" и пр. Особое значение приобретает умение следователя вступить в психологический контакт с допрашиваемым. Он выбирает различные темы для беседы с подростком, задает ему вопросы, не имеющие значения для существа дела; как правило, они касаются биографии подростка и его увлечений, интересов. Это очень важная стадия в процессе допроса.

Важным является при беседе анализ мимики и жестов подследственного. Необходимо обязательно  учитывать степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности проявления психологической защиты личности подследственного.

Установление  этих важных обстоятельств, предусмотренных  главой 50 УПК РФ без обязательного  участия специалиста-психолога в  области психологии личности невозможно.

К сожалению, уровень  квалификации основной массы следственно-судебных работников нашей страны, расследующих и рассматривающих уголовные  дела в отношении несовершеннолетних, далек от обязательных и для нашей  страны требований международных стандартов и, в частности, п.6.3 Пекинских правил, согласно которым: "Лица, использующие дискреционные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями".

Важность этого  постулата высказывалась задолго  до принятия Пекинских правил нашими отечественными исследователями:

"Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает "предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов" (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд.2-е М.,1946, с.26).

И.С.Барышев (Взгляд на науку уголовного законоведения) писал, если судья не знает психологии, то это будет "суд не над живыми существами, а над трупами" (по книге М.И. Еникеев, Учебник, Общая, социальная и юридическая психология, 5-е издание, С-П, 2003г., стр.20).

К задачам судебно-психологической  экспертизы российскими психологами отнесены:

1) Установление  способности психически здоровых  обвиняемых, свидетелей и потерпевших  воспринимать имеющие значение  для дела обстоятельства и  давать о них правильные показания.

Поводами для  назначения в этих случаях психологической экспертизы могут служить данные: о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица, условия восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей одновременно воздействующих на субъект, состояние психической напряженности в момент восприятия и др.); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности).

При объективной, вытекающей из дела необходимости, постановка адвокатами вопроса о необходимости назначения и проведения психологической экспертизы в вышеназванных случаях, рекомендуются следующие вопросы:

  1. учитывая индивидуальные и возрастные особенности испытуемого и конкретные условия, в которых происходило событие, (следует указать какое) мог ли испытуемый правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие) ?
  2. учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие) ?
  3. обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного, в зависимости от обстоятельств дела) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого) ?
  4. имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию
  5. имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости ?
  6. имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти ?

Перечень предложенных вопросов - не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит  от обстоятельств подлежащих выяснению и экспертной оценки.

2) Установление  способности психически здоровых  потерпевший по делам об изнасиловании  правильно понимать характер  и значение совершаемых с ними  действий и оказывать сопротивление  виновному.

Поводами для  назначения психологической экспертизы в указанных случаях, как правило, являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации; отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и в школе.

Рекомендуются следующие вопросы для постановки перед экспертами:

  1. Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации ?
  2. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий ?
  3. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказывать сопротивление ?

В литературе описан случай, когда некий П. в состоянии  опьянения встретил на улице 14-летнюю В., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, П. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел В. к себе домой, где находились его отец и мать. Однако он пригрозил, что любая попытка обратиться к ним "кончится для нее плохо". Он привел В. в свою комнату, предложил ей сесть на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. После этого он совершил с В. насильственный половой акт. В. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставил на ее разрешение следующий вопрос: "учитывая индивидуально-психологические особенности В., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?". В распоряжение эксперта были представлены материалы дела, содержащие в частности показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Эксперт также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности - все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей В., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказывать сопротивление.

3) Установление  способности отстающих в психическом  развитии несовершеннолетних обвиняемых  полностью сознавать значение  своих действий и определение  степени их способности руководить своими действиями.

На возможность  отставания в развитии психически здорового  подростка могут указывать данные:

  • о его педагогической запущенности;
  • "детскости" поведения;
  • легкомысленном отношении к своим противоправным действиям;
  • несоразмерность объективного содержания поведения субъективно преследуемыми подростком целями;
  • свидетельские показания, говорящие о заметном отличии от основной массы сверстников и др.

Рекомендуемые для постановки перед экспертизой  вопросы:

  1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и, если имеются, в чем они конкретно выражаются ?
  2. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего мог ли он полностью сознавать значение своих действий ?
  3. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего в какой мере он мог руководить своими действиями ?

Эти вопросы  прямо вытекают из постановления  Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума, эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток "мог сознавать значение своих действий, но не полностью", "был способен руководить своими действиями, но не в полной мере" и т.д., что имеет существенное значение, во всяком случае, для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания.

С другой стороны, психологическая экспертиза в отличие от психиатрической позволяет пользоваться не жесткой формулой: вменяем -невменяем, а дать более тонкое и объективное определение степени способности подростка осознавать значение свои

Для того, чтобы  адвокат мог активно участвовать в решении вопросов назначения и проведения, необходимых по делу судебных экспертиз и, в частности, судебно-психологической экспертизы, чтобы он мог реально представлять себе современные возможности судебно-психологической экспертизы он должен знать о новейших достижениях в данной области научных знаний, о новых методах судебной экспертизы, знать систему государственных экспертных учреждений, научно-исследовательских институтов, не входящих в систему государственной экспертизы, для того, чтобы грамотно и аргументировано ставить вопрос о необходимости назначения и проведения данного вида экспертиз. Специальные знания в этой области, необходимы адвокату и для адекватного понимания заключений эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследования, научности данного заключения и его доказательственной значимости.

Все это свидетельствует  о том, что профессионально необходимыми качествами адвоката должны быть в  нынешних условиях: эрудиция, широкий  кругозор, научная любознательность, чувство ответственности за каждое проводимое дело.

Адвокат 
Адвокатской консультации №63 
Межреспубликанской коллегии адвокатов

Информация о работе Экспертиза несовершеннолетних