Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, доклад
Адвокатская деятельность предполагает при защите прав и интересов несовершеннолетних учитывать и использовать ряд, регламентируемых законом, особенностей. Следует при этом исходить из того, что часть этих особенностей предусмотрена действующим уголовно-процессуальным законодательством РФ, а часть международно - правовыми стандартами, являющимися в силу положений ч.4 ст.15 Конституции РФ и ч.3 ст.1 УПК РФ составной частью законодательства РФ регулирующего уголовное судопроизводство, но на практике таковыми не признаваемыми подавляющим числом работников правоохранительной системы.
Адвокатская деятельность
предполагает при защите прав и интересов
несовершеннолетних учитывать и
использовать ряд, регламентируемых законом,
особенностей. Следует при этом исходить
из того, что часть этих особенностей
предусмотрена действующим
К сожалению, менталитет
большинства сотрудников
Между тем, такая практика, будучи априори незаконной наиболее неблагоприятно сказывается (отражается) на расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Ведь законодатель не случайно специально предусмотрел особенности расследования и рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, в т.ч. и не случайно признал международно-правовые стандарты составной частью УПК РФ.
Психофизиологические
особенности
"Никто из
нас, - отмечает Дубинин Н.П.,- не
может освободиться от
К сожалению, как представляется, ряд положений УПК РФ об особенностях расследования и рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних толкуются практическими работниками судебно-следственных органов упрощенно и в ущерб правосудию и цели предупреждения преступности и ее рецидива в подростковом возрасте.
Так, практика показывает, что практические работники судов и следственных органов рассматривают вопросы назначение и проведение психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних не своей обязанностью по закону, а вопросом, зависящим от их усмотрения. Как представляется, зачастую это приводит к тому, что они, по существу, превышают свои полномочия и вмешиваются в область специалистов - психологов, коими они не являются.
Психологическая экспертиза, в последнее время, все чаще внедряется в практику деятельности правоохранительных органов и имеет суще
ственное значение для решения задач, стоящих перед уголовно-процессуальным законодательством. Поскольку работа адвокатов непосредственно связана с установлением объективной истины по каждому уголовному делу, необходимо знать основные направления этой экспертизы применительно к повседневной деятельности адвокатов и задач стоящих перед ними.
Как известно ст.7 Закона РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" обязывает защитников "честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами"; "постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию"; "соблюдать кодекс профессиональной этики адвокатов".
Такими средствами нередко бывают и те, которые устанавливаются путем проведения различного рода экспертиз, которые в соответствие со ст.ст.74,80 УПК РФ являются самостоятельным средством доказывания.
Закон (ст.196 УПК РФ) предусматривает случаи обязательного назначения и проведения экспертиз, в том числе для установления:
Таким образом, закон (ст.196 УПК РФ) предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз:
На первый взгляд,
судебно-психологическая
При таком, как представляется, единственно правильном подходе к толкованию уголовно-процессуального законодательства РФ следует признать, что действующий УПК РФ предусматривает и обязательное назначение и проведение судебно-психологической (или комплексной психолого-психиатрической) экспертизы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых (а нередко и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших).
Вывод об этом основан на следующем анализе п.2 ч.1 ст.51 и Главы 50 УПК РФ об особенностях производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Признание самим
законодателем необходимости об
В ч.2 ст.420 УПК
РФ прямо предписано, что производство
по уголовному делу о преступлении,
совершенном
Общий порядок, установленный частями 2 и 3 Кодекса, как известно, включает и ст.196 УПК РФ об обязательном назначении и проведении экспертизы. Изъятия же, предусмотренные главой 50 УПК РФ заключаются в следующем.
Статья 421 УПК РФ предписывает необходимость доказывания при предварительном расследовании и судебном разбирательстве по данной категории лиц, помимо обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ также:
Часть 2 этой нормы
устанавливает: "При наличии данных,
свидетельствующих об отставани
Очередное важное изъятие из общих правил предусмотрено в ч.3 ст.425 УПК РФ, согласно которой:
"В допросе
несовершеннолетнего
Часть 6 этой нормы распространяет порядок установленный ч.ч.1,2,3 и 5 и на допрос несовершеннолетнего подсудимого. Важным изъятием из общего правила является и ч.3 ст.426 УПК РФ, согласно которой:
"Прокурор, следователь,
дознаватель вправе по
Признать совершенными эти нормы УПК РФ в отношении несовершеннолетних не приходится, но, тем не менее, они ставят перед правоприменителями многочисленные важные вопросы, от правильного ответа на которые зависят судьбы многочисленных несовершеннолетних, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства.
Кто и как по мысли законодателя определяет и устанавливает :
На практике
определение и решение этих важных
для судеб подростков вопросов присвоили
себе работники правоохранительных
органов и, как правило, они определяют
назначать или не назначать судебно-психологичес
Такую практику, как представляется, своевольного и необоснованного присвоения себе функций специалиста-психолога (психиатра) в уголовном судопроизводстве, повсеместно допускаемую сотрудниками правоохранительных органов, в т.ч. и судебными работниками, следует признать порочной и не основанной на вышеупомянутых нормах УПК РФ.
Дознаватель, следователь, прокурор и судья (впрочем, как и адвокат) не являются специалистами в области психологии личности и не вправе сами определять "уровень психического развития несовершеннолетнего", наличие или отсутствие "отставания в психическом развитии несовершеннолетнего, не связанном спсихическим расстройством", как и само наличие или отсутствие "психического расстройства", способность несовершеннолетних "в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими", предусмотренные в ст.ст.421, 425 УПК РФ, как и не являются специалистами способными определять "отрицательное воздействие" тех или иных материалов дела на несовершеннолетнего, предусмотренное ч.3 ст.426 УПК РФ.
А это, как представляется, означает, что истинный смысл законодательных предписаний, изложенных в указанных уголовно-процессуальных нормах, заключается в том, что судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших является обязательной по всем уголовным делам несовершеннолетних.
Представляется неудачной и не отвечающей потребностям уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних альтернатива законодателя в упомянутых нормах УПК РФ об обязательном участии при допросе несовершеннолетних "педагога или психолога".
Они не являются ни равнозначными, ни взаимозаменяемыми специалистами для целей уголовного судопроизводства и как справедливо отмечается в психологической литературе, для этих целей нужны специалисты с базовым психологическим (а не педагогическим) образованием и только в области психологии личности.
Иначе, как можно, выполнить требования законодателя об обязательном участии психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, предусмотренные в ч.3 ст.425 УПК РФ "страдающего отставанием в психическом развитии" без привлечения к участию специалиста-психолога, который и может определить страдает или нет отставанием в психическом развитии данный подросток? Может ли и правомочен ли по закону сам следователь (дознаватель, прокурор, судья) определять страдает или нет данный несовершеннолетний "отставанием в психическом развитии"? Является ли отсутствие в материалах дела данных о психологическом и психическом развитии и состоянии несовершеннолетнего доказательством того, что он не страдает "отставанием в психическом развитии"? Является ли отсутствие данных о состоянии подростка на учете в Психо-Неврологическом Диспансере (ПНД) доказательством того, что он не страдает отставанием в психическом развитии? Конечно же, нет. Отсутствие таких данных в материалах дела может быть результатом самых разнообразных причин:
В любом случае, лица, производящие расследование и рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей по действующему законодательству не являются лицами, уполномоченными законом на определение состояния "отставания подростка в психическом развитии и связанности этого с психическими расстройствами". А поскольку они не являются таковыми по закону, то, как представляется, не от их усмотрения должно зависеть приглашать или нет психолога на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и назначение судебно-психологической экспертизы.