Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа
Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе……………………………………………..3
§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы…………………………………….3
§ 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...6
§ 3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста……..11
§ 4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка………15
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………………………...18
§ 1 Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)……………………….18
§ 2 Диагностика психических состояний. Личностная шкала проявления тревоги ………19
§ 3 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)…………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………………………………
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.
Заключение
В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме.
2) Исследованы особенности
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода − понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.
В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно − как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:
Понятие тревожности как эмоционального
состояния и как устойчивого
свойства черты личности или темперамента.
Понятие тревожности как
В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: существует много причин, но большинство связано с боязнью получить плохую отметку, что связано с индивидуальным стилем общения педагога с воспитанниками, повышенной требовательностью родителей к результатам учебной деятельности ребенка, т.е. особенностями внутрисемейного общения. Полученные в результате психодиагностического исследования, данные не противоречат результатам теоретического анализа.
3) Была установлена взаимосвязь между повышенной тревожностью детей и особенностями детско-родительских отношений. Эмпирические данные подтверждены методом математического анализа (корреляционный анализ Спирмена). В соответствии с результатами была выработана и применена программа коррекционно-развивающего воздействия.
4) Заявленная в данной работе
гипотеза подтвердилась в
Данная исследовательская
Количество таких вопросов неуклонно
растет, так как проблемы нарастают,
и психолог призван оказать своевременную
психологическую помощь: провести диагностику,
выработать рекомендации и основные
направления коррекционно-
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.
При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.
Положительные результаты проведенной
коррекционно-развивающей
Литература