Экспериментальное изучение диагностики развития внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение особенностей диагностики внимания детей в период дошкольного возраста
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, подходы к изучению внимания и его развитие в научной литературе.
2. Выделить показатели развития внимания в дошкольном детстве.
3. Рассмотреть особенности и методы диагностики внимания в дошкольном детстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1 Подходы к изучению внимания и его развития дошкольном возрасте………………………………………………………………..….……..4
1.2 Показатели развития внимания на разных этапах дошкольного детства……………………………………………………………….…………10
1.3 Особенности диагностики внимания……………………………...16
Глава 2 Экспериментальное изучение диагностики развития внимания
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования...20
2.2. Апробирование методик диагностики развития внимания….....24
Заключение…………………………………………………………….. 27
Библиография

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2 Эмпирическое исследование

2.1 Организационные основы  исследования

Для проведения исследования мною был выбран детский сад общеразвивающего вида № 70 «Снегирек». Исследование проводилось в период с 14. 06 по 22.06. В группе 15 человек из них было выбрано 7 детей, 4 девочки и 3 мальчика, средний возраст которых 6 лет. Выборка была сделана по следующим критериям:

* посещаемость детей

* возраст детей

* отсутствие нарушений в развитии.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении развития таких свойств внимания как продуктивность, устойчивость, объем.

Для диагностики внимания дошкольников были выбраны методики «Найди и вычеркни», «Расставь точки» так как трудоемки, а  их проведение не занимает много времени и дает качественные показатели, что является существенным плюсом в условиях ДОУ.

 

Методика №1 «Найди и вычеркни».

Цель: изучение устойчивости и продуктивности внимания. В этом случае диагностическими показателями выступают такие свойства внимания как продуктивность и устойчивость. Методика заключается в том, что ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться.

 

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

 

При обработке и оценке результатов мы определим количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

 

S= 0,5 . N -2,8n ,

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N - количество изображений предметов на рисунке просмотренных ребенком за время работы;

t - время работы;

n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками мы считали пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

 

Показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы по десятибалльной системе:

 

10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50балла.

0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

 

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

 

Методика №2 «Запомни и расставь точки».

Цель: оценить объем внимания ребенка. Для этого мы использовали стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получил следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

 

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, мы показывали каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

Оценка результатов:

Объем внимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек. Результаты эксперимента мы оценивали в баллах следующим образом:

 

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития:

 

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 балла - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

 

 

 

 

 

2.2 Апробирование методик диагностики развития внимания

 

После апробирования методики для диагностики были получены следующие результаты:

Методика «Расставь точки»

Ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек ( от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается ( на 1-2 сек.) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 сек.

Приложение №1

Таблица результатов №1:

Ф.И. ребенка

Возраст

Количество точек

Количество баллов

Вывод об уровне развития

 

Саша Тутукова

6 лет 3 мес.

2

4

низкий

Сабрина Смородская

6 лет

3

5

низкий

Никита Миняйров

6 лет

0

0

очень низкий

Алексеев Андреев

6 лет 5 мес

4

6

средний

Данил Серов

6 лет

4

6

средний

Аня Котова

6 лет 4 мес

2

4

низкий

Маша Рыбкина

6 лет

2

4

низкий

Среднее значение

6 лет

2,4

4,1

низкий

 

Таблица результатов № 2:

 

Кол-во испытуемых

Средний уровень развития внимания

Низкий уровень развития внимания

Очень низкий уровень развития внимания

7 чел. – 100%

2 чел. – 28,4%

4 чел. – 56,8%

1 чел. – 14,2%

 

Вывод: Объем внимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек. При анализе задания, мы увидели, что у 70% детей уровень развития объема внимания не соответствует нормам возрастного развития внимания дошкольников.

 

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

 

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

 

 

 

Заключение.

Изучив данную тему, мы пришли к выводу, что вопрос о том, что такое внимание до сих пор остается открытым, но большинство исследователей сходятся во мнении, что внимание это - состояние, которое определяет работоспособность и уровень интеллектуального развития человека. Оно обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Также изучая внимание, мы узнали, что оно обладает рядом свойств, таких как – объем, устойчивость, переключаемость, концентрация, распределяемость. Все выше перечисленные свойства постоянно меняются в зависимости от изменения окружающей обстановки и внутренних особенностей человека, его состояний физических и психических, характера деятельности, этапов деятельности. Низкий уровень даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой – либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. Именно поэтому диагностика внимания очень важна. Ее следует проводить начиная с дошкольного возраста, так как именно на этом этапе возрастного развития легче устранить недостатки внимания и его свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой /Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997. - 234 с.

3.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/А.В.Запорожец.- М.:Просвещение, 1964. - 75 с.

4. Ильина М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающихся упражнений [Текст] /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243 с.

5. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 78 с.

6. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии - Линка- пресс Москва 1998

7. Психологический журнал. -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.

8. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997. - 44 с.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей [Текст]/Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. - 153 с.

10. Люблинская А. А Детская психология – Просвещение М. 1971

11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст]/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 225 с.

12. Урунтаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст]/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 423 с.

           13. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырев А.А., Романова В.Я. – М:Просвещение, 1976. - 312 с.

14. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 1997. - 55 с.

Информация о работе Экспериментальное изучение диагностики развития внимания