Экспериментальное изучение диагностики развития внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение особенностей диагностики внимания детей в период дошкольного возраста
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, подходы к изучению внимания и его развитие в научной литературе.
2. Выделить показатели развития внимания в дошкольном детстве.
3. Рассмотреть особенности и методы диагностики внимания в дошкольном детстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1 Подходы к изучению внимания и его развития дошкольном возрасте………………………………………………………………..….……..4
1.2 Показатели развития внимания на разных этапах дошкольного детства……………………………………………………………….…………10
1.3 Особенности диагностики внимания……………………………...16
Глава 2 Экспериментальное изучение диагностики развития внимания
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования...20
2.2. Апробирование методик диагностики развития внимания….....24
Заключение…………………………………………………………….. 27
Библиография

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1

1.1 Подходы к изучению внимания и его развития дошкольном               возрасте………………………………………………………………..….……..4

1.2 Показатели развития внимания на разных этапах дошкольного детства……………………………………………………………….…………10

1.3 Особенности диагностики внимания……………………………...16

Глава 2 Экспериментальное изучение диагностики развития внимания

2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования...20

2.2. Апробирование методик диагностики развития  внимания….....24

Заключение…………………………………………………………….. 27

Библиография

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Внимание – это состояние, которое определяет работоспособность и уровень интеллектуального развития человека. Оно обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Диагностика внимания детей очень важна. Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.  Особенно опасно нарушение внимания в детском возрасте. Ухудшение успеваемости и проблемы, возникающие в процессе обучения – не способность полноценно воспринимать информацию, длительное время концентрировать свое внимание на нужном объекте и другие отклонения, могут негативно повлиять на развитие ребенка и его будущее.

Приведенные факторы объясняют актуальность выбранной темы.

          Объектом исследования – развитие внимания дошкольников.

              Предметом исследования – особенности диагностики развития внимания детей

Гипотеза: о том, как необходимо организовывать диагностику и какие особенности учитывать. Какие методы применяются для обследования детей,   какие параметры учитываются на данном возрастном этапе.

           Цель – изучение особенностей диагностики внимания детей в период дошкольного возраста

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, подходы к изучению внимания и его развитие в научной литературе.

2. Выделить показатели развития внимания в дошкольном детстве.

3. Рассмотреть особенности и методы диагностики внимания в дошкольном  детстве.

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику внимания дошкольников.

 

1.1 Подходы к изучению внимания и его развития в дошкольном возрасте

В разное время проблемой внимания занимались разные ученые – психологи, физиологи, но до сих пор нет полного согласия, несмотря на, то, что исследованием данной проблемы занимаются уже много десятков лет. Первые эмпирические исследования внимания появились в начале 20 в., были направлены на поиск физиологического объяснения внимания.

          В зарубежной психологии одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо . Он ориентировался при построении своей теории на принципы и методы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах и моторных началах психики, ее социальной природе. Рибо в своей двигательной теории предпринял попытку устранить внимание, сводя его к рефлекторным установкам. Предложил моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах регуляции произвольного внимания играют произвольные движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация  и усиление внимания, а также его удержание на соответствующем предмете в течение длительного времени. Считал, что детское внимание независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связанно с эмоциями и вызывается ими.

Занимались  проблемами внимания и другие  крупнейшие психологи: Одним из них был В.Вундтом , который рассматривал внимание как психический процесс, происходящий  при более  ясном  восприятии ограниченной сравнительно  совсем  полем сознания области содержаний.

Э.Титченер – лидер  структурной школы,  считающей предметом  психологии  сознание, определил  внимание как, состояние сознания, та  степень сознательности, которая обеспечивает нашему  умственному труду  лучшие результаты и У.Джемс – автор моторно-биологической  концепции психики как  особой формы активности организма, призванной обеспечить  его эффективное выживание. Джеймс считал, что внимание это -  одна из характернейших  особенностей  нашей  духовной жизни, когда,  находясь под постоянным наплывом все  новых и новых  впечатлений,  проникающих в область  наших чувств, мы замечаем лишь самую  ничтожную  часть их. Разделял все концепции внимания на причинные теории эффекта. Первые рассматривают внимание как действующую причину, приводящие к какому – либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствия других психических процессов.

В отечественной психологии проблемой внимания занимались такие ученые как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрыниным, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев.

Л.С. Выготский рассматривал внимание, как и другие психические  функции, в двух  формах – как природное внимание и как  продукт культурного развития, то есть высшую  психическую функцию. Он писал, что « культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». Выготский говорил, что для развития внимания большую роль играет речь. Он пишет – « с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов – стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание – обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя». Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь  процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.

П.Я.Гальперин пришел к выводу, что внимание человека - это внутренний, свернутый, планомерный, автоматизированный контроль (но не всякий контроль есть внимание, а внимание - это всегда контроль). Поэтому можно формировать внимание через формирование контролирующее действие какого-то процесса, которое проходя все стадии, становится сформированным. Д.Н.Узнадзе предложил теорию установки. Установка по его мнению тесно связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания ребенка. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

       Можно сделать вывод, что у Д.Н.Узнадзе внимание - это  процесс  объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее  ясным из актуальных содержаний нашего сознания. А. В. Запорожец считал, что хотя дети  четырех – шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционального окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строится на заданиях требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений. С.Л.Рубинштейн, рассматривал внимание  как общее явление, присущее  в  качестве  необходимого компонента  всем деятельностям, не приписывая  ему свойств отдельной деятельности. Исследования Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет. Так у годовалого ребенка наибольшая длительность игр – 14 минут, а в возрасте трех лет – 27 минут, а у шестилетнего ребенка продолжительность игры может достигать часа и даже более.

    Наблюдения над отвлечениями ребенка от игры также показывают быстрый рост  концентрации  и устойчивости  внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном  -  сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность,  направленная  на объект.

Схожую  с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у  Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным  - это  направленность и  сосредоточенность психической деятельности. Считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направляет свое внимание на определенный объект. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого т.е. внимание становится опосредованным.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Рассмотрев теории и подходы к изучению внимания зарубежных и отечественных психологов можно сделать вывод, что под вниманием, мы понимаем - психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. Направленность и сосредоточенность человека на внешнем или внутреннем объекте или деятельности, обеспечивающие оптимальное восприятие и реакцию человека на конкретную информацию, и отстранение от всякой другой деятельности.

 

Внимание помогает обнаружить изменения в активности познавательно деятельности. При этом объект, на который направлено внимание, становится то более отчетливым, ясным, то вовсе исчезает из поля внимания, или уменьшается отчетливость всего объекта или от дельных его частей, свойств, сторон, особенностей, то отдельные стороны объекта ярко выделяются по сравнению со всем объектом. Эти изменения называют динамической характеристикой внимания, они разнообразны, каждое из них имеет свои особенности, и рассматриваются как свойства внимания. Свойства внимания постоянно меняются в зависимости от изменения окружающей обстановки и внутренних особенностей человека, его состояний физических и психических, характера деятельности, этапов деятельности. Низкий уровень развития даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. Концентрация внимания — это свойство внимания, которое показывает степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего остального. Ребенок с высокой степенью концентрации внимания любит заниматься ручными поделками, мозаикой, чтением, наблюдением за животными, за движущимися объектами, игрой в шахматы или занятиями, требующими кропотливых действий, аккуратности.

Объем внимания — это свойство внимания показывает количество однородных объектов, которые одновременно может охватить внимание, с одинаковой интенсивностью. Для проверки объема внимания пользуются набором букв, цифр, знаков, предметов, фигур, расположенных в поле зрения человека. После кратковременного предъявления спрашивают, что он видел. У ребенка объем внимания колеблется 2—3 предмета. У ребенка это свойство может проявляться в подвижных играх, когда надо быстро сориентироваться в пространстве с учетом нескольких предметов, одновременно учитывать несколько требований или параметров.

Распределяемость внимания — определяется количеством разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания, то есть одновременное наличие нескольких фокусов внимания одинаковой интенсивности или нескольких центров возбуждения в коре головного мозга. Это свойство внимания дает возможность одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами или параметрами, не выпуская ни одного из них из поля своего внимания.

У ребенка распределяемость внимания проявляется в умении следовать нескольким правилам и соблюдать внутренние требования, учитывать обстоятельства. Чем старше ребенок, тем легче ему становится выполнять разнообразные требования и одновременные действия, это позволяет ему осваивать более сложные виды деятельности, разнообразные игры с набором правил, которые следует соблюдать.

Устойчивость внимания — определяется продолжительностью времени, в течение которого сохраняется высокая концентрация внимания. Устойчивость внимания является важным условием продуктивной умственной деятельности и обусловлена стремлением раскрывать все новые и новые связи в наблюдаемом объекте или явлении, с помощью мысленных действий с предметом, обнаруживать новые особенности объекта. . У ребенка это свойство развивается в таких же занятиях, как и при развитии концентрации внимания.

Переключение внимания проявляется в способности быстро перемещать внимание с одного предмета на другой, с одной деятельности на фугую. Переключение внимания заключается в сознательном перемещении внимания, которое позволяет быстро ориентироваться в обстановке, в изменяющихся условиях. У детей переключение внимания развивается в подвижных играх.

 

1.2 Показатели развития внимания на разных этапах дошкольного детства.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».

Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Информация о работе Экспериментальное изучение диагностики развития внимания