Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Исследовать личностный потенциал и эмоциональное выгорание у студентов-психологов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание личности студента
Предмет исследования: Взаимосвязь личностного потенциала и эмоционального выгорания студентов-психологов.
Гипотеза мы предполагаем, что эмоциональное выгорание более выражено у студентов-психологов старших курсов, чем у студентов-психологов младших курсов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы личносного потенциала и эмоционального выгорания 5
1.1. Личностный потенциал 5
1.2. Эмоциональное выгорание личности 15
Глава 2. Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания 28
2.1. База и методы исследования 28
2.2. Анализ полученных результатов исследования 30
Заключение 40
Список летиратуры 42

Файлы: 1 файл

Курсовая по экспериметальной психологии.docx

— 120.34 Кб (Скачать файл)

Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности.

Группа  организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания.

Основной  упор в изучении этих факторов был  сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания личности.

    1. База и методы исследования.

 

Исследование проводилось на 40 испытуемых студентов 1, 2, 3, 4 курсов в возрасте от 17 до 23 лет. Им давались такие методики как:

 

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко).

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» - сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.  

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три  симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

 

Методика личностного  дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

Метод личностного семантического дифференциала – один из разновидностей отдельных семантических пространств, который входит в состав метода семантического дифференциала. Также его называют средством тестирования межличностного восприятия, которое строится на основе прилагательных, характеризующих черты индивидуума и его характера, ориентированных на оценивание самого себя или же иного человека.

Процесс строения личностного семантического дифференциала стандартен. По огромному количеству униполярных или биполярных шкал, которые образовались «личностными» прилагательными, дают оценку многим реальным людям или литературным персонажам, фотографическим или живописным портретам. А на основе тожества оценок данных объектов по шкалам основывается матрица подобия шкал, которая в свою очередь проверяется при помощи факторного анализа.

Отмеченные факторные структуры  объясняют структуры категоризации, которые присущи испытуемым. И через призму этих структур происходит восприятие себя самого или иного человека, опираясь на обыденную теорию индивидуума, наработанной жизненной позицией и практикой испытуемых.

Многие исследователи в данной области наук доказали тот факт, что универсального или общего личностного  семантического дифференциала не существует. В каждом определенном случае нужно  строить личностное пространство, опираясь на задачи самого исследования, а также выборки испытуемых.

Методика  предоставляет возможность изучить  отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.

 

 

 

    1. Анализ полученных результатов исследования.

Мы провели сравнение по показателям  между студентами младших курсов и студентами старших курсов.

Сравнение данных по t-критерию Стьюдента (значимые различия):

Рис. 1

 

На графике были сравнены показатели по значимым различиям между студентами старших курсов и младших курсов «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «сила».

«Редукция профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. 
Например, врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Диалог получается скупым и недостаточно информативным. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

«Эмоциональный  дефицит». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального  дефицита”.

«Сила». Фактор «силы» в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор «сила» выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом  оценки.

На графике (Рис. 1) видно, что у студентов младших курсов ниже показатели «редукция профессиональных обязанностей» и «эмоциональный дефицит», но выше показатель «силы», чем у старших курсов. Это означает, что у студентов младших курсов еще не развились показатели «редукция профессиональных обязанностей» и «эмоциональный дефицит», это может связано с тем, что они только начинают обучение. Они еще познают все тонкости профессиональной подготовки их будущей профессии. Соответственно фактор «сила» имеет высокое значение, так как они чувствуют себя уверенно, независимо и склонны рассчитывать на собственные силы.

Сравнение данных по t-критерию Стьюдента (различия на уровне тенденций):

Рис. 2

На графике были сравнены показатели по различиям на уровне тенденций между студентами старших курсов и младших курсов «личностная отстраненность (деперсонализация)», «активность».

«Личностная отстраненность (деперсонализация)». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие,  сам  факт  его  существования. 
Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах “выгорания” личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “ ненавижу…”, “презираю…”. В таких случаях “выгорание” смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

«Активность». Фактор активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

На графике (Рис. 2) видно, что у студентов младших курсов ниже показатель «личностная отстраненность (деперсонализация)» , но выше показатель «активности», чем у старших курсов. Это означает, что у студентов младших курсов еще не развились показатели «личностная отстраненность (деперсонализация)», это может связано с тем, что они только начинают обучение. Они еще познают все тонкости профессиональной подготовки для их будущего. Соответственно фактор «активности» имеет высокое значение, так как они общительны, импульсивны, общительны в отличии от студентов старших курсов.

Так же был сделан корреляционный анализ по факторам «напряжение», «резистенция», «истощение». В данные факторы входят 12 показателей: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия», «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность (деперсонализация)», «психосоматические и психовегетативные нарушения». Была просмотрена взаимосвязь данных факторов и показателей с другими факторами: «оценка», «сила», «активность».

 

 

Оценка

Сила

Активность

 

Переживание психотравмирующих  обстоятельств

-0,22761

-0,04919

0,038869

 

Неудовлетворенность собой

-0,14061

-0,06455

-0,12284

 

«Загнанность в клетку»

-0,3042

-0,44098

-0,273

 

Тревога и депрессия

-0,1423

-0,35058

-0,31876

 

Неадекватное эмоциональное  избирательное реагирование

-0,1485

0,225136

0,02148

 

Эмоционально-нравственная дезориентация

-0,50416

-0,35354

-0,43493

 

Расширение сферы экономии эмоций

-0,24573

-0,10491

-0,21709

 

Редукция профессиональных обязанностей

-0,10578

-0,19273

-0,15502

 

Эмоциональный дефицит

-0,36583

-0,16274

-0,30035

 

Эмоциональная отстраненность

-0,3393

-0,21515

-0,56176

 

Личностная отстраненность деперсонализация)

-0,49439

-0,44622

-0,65919

 

Психосоматические и психовегетативные нарушения

-0,24126

-0,25231

-0,52454


 

Рис. 3

 

Исходя из корреляционного анализа показанного на Рис. 3 можно сделать выводы, что между показателем «загнанность в клетку» с «сила» прослеживается взаимосвязь:

  • Чем больше «загнанность в клетку», тем меньше «сила» и наоборот. «Загнанность в клетку» возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то человек переживает ощущение “загнанности в клетку”. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. Соответственно если человек, заходит в тупик, то он не может себя держать в самоконтроле, он не способен держаться принятой линии поведения, то есть теряет силы.
  • Чем больше «тревога и депрессия», тем меньше «сила» и «активность» и наоборот. «Тревога и депрессия» обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности. Симптом “тревоги и депрессии”, - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания. То есть чем больше чувство тревоги, разочарование в профессиональной деятельности, должности, тем меньше у человека активности, тем меньше сил, человек становится пассивен, интровертен, не обладает достаточным самоконтролем.
  • Чем больше «эмоционально-нравственная дезориентация», тем меньше «оценка», «сила», «активность» и наоборот. «Эмоционально-нравственная дезориентация» как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”. 
    Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на “хороших” и “плохих”. Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных  по  собственному  выбору. 
    К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей. То есть человек чаще начинает осуждать других, искать виноватых, что у него не остается не сил, не активности, он ощущает себя никому не нужным.
  • Чем больше «эмоциональный дефицит», тем меньше «оценка». «Эмоциональный дефицит» это когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”. То есть если человек начинает осозновать что он не может никому помогать, что он не делает достаточного в своей работе, тем он становится разочарование в себе.
  • Чем больше «эмоциональная отстраненность», тем меньше «оценка» и «активность» и наоборот. «Эмоциональная отстраненность» это когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах  он  живет  полнокровными  эмоциями. 
    Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: “плевать на вас”. То есть когда у человека не проявляются эмоции, он разочаровывается в себе, он становится пассивным в отношении профессии.
  • Чем больше «личностная отстраненность (деперсонализация)», тем меньше «оценка», «сила», «активность» и наоборот. «Личностная отстраненность (деперсонализация)» проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. 
    Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах “выгорания” личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “ ненавижу…”, “презираю…”. В таких случаях “выгорание” смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров. То есть когда человек утрачивает интерес к субъекту профессионального действия, то человек становится пассивен, у него падает самооценка, считает себя виноватым, разочаровывается в себе.
  • Чем больше показатель «психосоматические и психовегетативные нарушения», тем меньше «активность» и наоборот. «Психосоматические и психовегетативные нарушения» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профес<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" styl

Информация о работе Экспериментальное исследование личностного потенциала и эмоционального выгорания