Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние опытов и экспериментов на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что эффективное внедрение опытов и экспериментов в педагогический процесс при изучении неживой природы способствует интенсивности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы достичь поставленную цель и удостовериться в правильности поставленной гипотезы, необходимо решить в процессе исследовательской работы следующие задачи:
Выявить влияние опытов и экспериментов на объём знаний дошкольников и на развитие познавательных процессов (мышление);
Изучить научную информацию;
Разработать методические рекомендации к проведению опытно-экспериментальной работы по изучению воды с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2-4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов
Обоснование необходимости развития познавательного интереса в процессе опытов и экспериментов. Сущность познавательного интереса, его характеристики………………………………………………………………5-11
Развитие познавательного интереса в области экологии в процессе опытов и экспериментов с неживой природой……………………………………12-14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методика исследования особенностей развития познавательного интереса и психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….
2.2. Методика организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………….
2.3. Результаты по изучению объектов неживой природы…………………….
Заключение.............................................................................................................
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

формирование позновательного интереса чз опыт и эксперементы.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

- Ребята, что у вас  получилось? Растворился ли песок?

Дети добавляют в другой стакан сахарный песок и размешивают его.

- Что произошло с  сахаром? (он растворился)

- А теперь возьмите  и добавьте в третий стакан  с водой акварельную краску. Почему  вода стала цветной? (краска в  ней растворилась)

Детям предлагается налить воду в тарелочку.

- Ребята, что произошло?  Вода приняла форму того предмета, в котором находится, а на  ровном месте расплывается лужицей.  Значит, какой вывод мы можем  сделать? Правильно, вода не  имеет формы.

- А теперь, ребята, попробуйте  отгадать загадку:

 

Он с жадностью пьёт –

А не чувствует жажды.

Он бел –

А купается только однажды:

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу…

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут:

-Как жалко,…

А скажут:

-Как сладко!

 

 

- Что это, ребята? Правильно. А какой проделанных нами опытов напоминает эта загадка? (дети вспоминают и рассказывают)

- Ребята, что нового  вы сегодня узнали? (вода –  это жидкость, у которой нет  цвета, запаха, формы и т.д.)

- Молодцы, ребята! Вы  были сегодня очень внимательными и послушными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Конспект занятия  в группе «Фантазёры»

Тема: «Планета Земля в опасности!»

П/с: дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твёрдая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с неё обращаться. Воспитывать интерес к занятиям.

Методы и  приёмы:

Материал и  оборудование:

Предварительная работа с детьми:

Подготовка  воспитателя:

Ход:

- Дети, сегодня с вами  мы будем говорить о нашей  планете. Планета, на которой  мы с вами живём, называется  Земля. Какая же она – наша  Земля? Как она выглядит из  космоса, когда на неё смотрят  космонавты, летающие на ракете? (дети отвечают на вопросы, рассуждают)

- Наша планета –  это огромный шар. Такой большой,  что нужно много дней, даже  месяцев, чтобы объехать его  вокруг. (показываю детям глобус)

- Ребята, что есть на  нашей планете Земля? (ответы детей)

- Прежде всего на Земле есть два полюса. Как они  называются? (северный и южный)

- Правильно,  один Северный, а другой – Южный. Северный – сверху земного шара (показываю), а Южный – внизу (показываю). Что ещё есть на планете? (дети называют воду)

- Правильно,  большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Что ещё есть на планете? (дети называют землю)

- Правильно, среди  океанов есть большие участки  твёрдой земли – это материки, суша. Вот самый большой материк  (показываю Евразию). Это вместе  Европа и Азия. Они не разделены океаном. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу. Вот следующий материк – Африка (показываю). Что-нибудь знаете про Африку? Слышали про неё? (ответы)

- Ребята, Африка расположена  посередине земного шара (показываю на глобусе) А теперь посмотрите на этот интересный материк: вот такой длинный, состоящий из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей. Кто-нибудь знает, как называется этот материк? (Америка)- Правильно. Америка состоит из двух частей: верхняя часть – это Северная Америка; нижняя – Южная Америка. (Показываю детям на глобусе)

- Кто знает, что  есть на полюсах земного шара? (ответы) Оба полюса – это самые  холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида (показываю).

- Остался последний материк. Он небольшой – это Австралия. Эта суша, как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показываю).

- Посмотрите, ребята, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? (прокручиваю глобус перед детьми, ответы детей)

- Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши. Кто же живёт в морях и океанах? (ответы) Кто живёт на суши? (ответы)

- Правильно. На всех  материках обитает много живых  существ: растут растения, живут  большие и маленькие животные  и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема – Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить постоянно. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана.

- В средней части  земного шара (показываю широкий пояс экватора) совсем наоборот, чем на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (ответы) Правильно, в Африке очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало.

- Сейчас я расскажу  вам самое главное – наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и их загрязняют. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша природа в опасности. Она требует помощи.

- А как же мы с  вами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить её с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами. Повторите все вместе – ЭКОЛОГИ.

- Ребята, вам задание  на дом: поговорите с родителями  о нашем городе. Спросите: в опасности  наш город или нет? Что ему  угрожает? Договорились?

- Молодцы, ребята! Вы  сегодня на занятии были очень  внимательными и послушными.

 

 

Приложение 3

 

Анкета для воспитателей:

1.                 Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие?

2.                 Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?

3.                 Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?

4.                 Если продуктивная, то что мешает Вашим детям  заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):

·                запреты со стороны взрослого;

·                сниженность познавательных интересов детей;

·                неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;

·                другие причины (что именно?).

5.                 Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):

·                проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

·                оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

·                сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

·                другие методы (какие именно?).

6.                 С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?

7.                 Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?

8.                 В чем особенности детей разного уровня?                                            

 Спасибо!                              

 

Анкета для  родителей:

1.                 Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2.                  С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3.                 Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?

4.                 Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?

5.                 Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?                                          

 Спасибо!

 

 

Приложение 1 

 Оценка  результатов методики «Выбор  деятельности» на констатирующем этапе                  

 

Фамилия, имя ребёнка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

1. Виликовская Анжелика

 

1б.

2б.

   

3б.

2.Коваленко Даниил

   

2б.

 

1б.

3б.

3.Коденелов Матвей

 

1б.

2б.

 

3б.

 

4.Киличенко Катя

   

3б.

 

1б.

2б.

5.Корзунов Ваня

 

2б.

1б.

   

3б.

             
             

6.Старостенков Женя

   

3б.

 

1б.

2б.

Среднее арифметическое

           

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Результаты  диагностики «Сахар» на констатирующем этапе

Фамилия Имя ребёнка

Полный ответ

Ответ с ошибкой

Отсутствие ответа

1.

     

2.

     

3.

     

4.

     

5.

     

6.

     

7.

     

8.

     

Среднее арифметическое

     

 

Оформляем результаты в виде диаграммы:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Результаты беседы с  детьми на выявление уровня знаний о воде на констатирующем этапе

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Результаты диагностики  «Выбор деятельности» на контрольном  этапе

 

Фамилия, имя ребёнка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

1. Виликовская Анжелика

           

2.Коваленко Даниил

           

3.Коденелов Матвей

           

4.Киличенко Катя

           

5.Корзунов Ваня

           
             
             

6.Старостенков Женя

           

Среднее арифметическое

           

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Результаты диагностики «Сахар» на контрольном этапе

Фамилия Имя ребёнка

Полный ответ

Ответ с ошибкой

Отсутствие ответа

1.

     

2.

     

3.

     

4.

     

5.

     

6.

     

7.

     

8.

     

Среднее арифметическое

     

 

Оформляем полученные данные в виде диаграммы:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста