Эксперемент и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
При изучении личности в психологии используются не экспериментальные и экспериментальные методы. Экспериментальный подход от не экспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться .

Содержание работы

Введение

1.Сущность эксперимента

2.Разновидность эксперемента

2.1Естественный (полевой) эксперимент

2.2Моделирующий эксперимент

2.3Лабораторный эксперимент

3.Реальные и мысленные эксперименты

4.Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации

5.Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы

6.Процедура психологического исследования

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рефера психология.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                       План

 

                  Введение

 

1.Сущность эксперимента

 

2.Разновидность  эксперемента

 

     2.1Естественный (полевой) эксперимент

 

     2.2Моделирующий эксперимент

 

     2.3Лабораторный эксперимент

 

3.Реальные и мысленные эксперименты

 

4.Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации

 

5.Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы

 

6.Процедура психологического исследования

 

                Заключение

  

  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                    Введение

 

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает  законы той области деятельности, которую изучает. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.

При изучении личности в  психологии используются не  экспериментальные и экспериментальные методы. Экспериментальный подход от не экспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться .

Важные виды экспериментов: лабораторный и естественный; диагностический и формирующий.

К не экспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, материалов, документов, метод экспертных оценок.

Не экспериментальные и экспериментальные методы могут осуществляться лонгитюдным способом, т.е. длительно. При таком способе изучение личности может охватывать или само длиться на протяжении нескольких лет, а может и всей прошедшей жизни.

 

1 Сущность  метода эксперимента

 

Эксперимент - организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам .

Эксперименты различаются:

1) по характеру объекта и предмета исследования,

2) по специфике поставленной  задачи,

3) по характеру экспериментальной  ситуации,

4) по логической структуре доказательства  гипотезы.

В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.

Термин «эксперимент» имеет  в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Среди специфических признаков  эксперимента выделяют:

· моделирование явлений и условий  исследования (экспериментальная ситуация);

· активное воздействие исследователя  на явления (варьирование переменных);

· измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Возникновение социальной психологии как науки обязано проникновению  эксперимента в исследование человеческих отношений: ставшие классическими  исследования В. Меде, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности..

 

2. Разновидности эксперимента

 

В зависимости от основания  классификации выделяют разные типы    эксперимента :

· по специфике задачи - научные и практические;

· по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);

· по характеру экспериментальной  ситуации - полевые и лабораторные;

· по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

· естественный (полевой) эксперимент;

· моделирующий эксперимент;

· лабораторный эксперимент.

Лабораторный и естественный эксперимент отличается по степени  осознания испытуемого своей  роли “подопытного”. В естественном эксперименте у испытуемого осознания  этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах.

 

2.1.Естественный (полевой) эксперимент

 

Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого  метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским  методам условия, используемые при  проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его  органической включенности в условия  жизни и деятельности испытуемых.

 К недостаткам этого метода  относятся сложность подбора  контрастных естественных условий  и, в частности, все недостатки  тех не экспериментальных и  диагностических методик, которые  применяются в составе естественного  эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

В полевом эксперименте ситуация воздействия  экспериментального фактора гораздо  более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее  управляема и контролируема.

Среди полевых экспериментов различаются активно направленные и естественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который, по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому, исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находится лишь в максимальной естественной изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно..

 

2.2.Моделирующий эксперимент

 

При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

 

2.3 Лабораторный эксперимент

 

Попытки проведения контролируемого  эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж:

 

 

1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается),

2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать),                              3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".

Особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащённой специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура. Так “детектор лжи” возник на основе аппарата, который фиксировал различные психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал двигательный и словесный ответ, последний в виде возникшей ассоциации на слово-стимул. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявляемым словам и установить эмоционально-нейтральные и значимые стимулы. Разработка полиграфа (“детектору лжи”) была предпринята, когда была установлена связь (корреляция) эмоционально значимых стимулов и события, также личностно значимого для индивида.

Экспериментальная клиническая  психодиагностика в экспертной судебно-медицинской  или психологической практике по этому признаку относится к лабораторному эксперименту. В экспертной ситуации естественность проявления подэкспертного во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение искусственных, т.е. фальшивых и ложных данных о подэкспетом уничтожает доказательственную роль экспертного исследования, как и любого другого эксперимента.

Лабораторный эксперимент  имеет целый ряд преимуществ, которые состоят в получении  более точных результатов благодаря  использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможности смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п.

Недостатком лабораторного  эксперимента есть то, что для исследуемых создаются искусственные условия, которые существенным образом влияют на проявление их психики. Следует учитывать и то обстоятельство, что не все психические явления можно выучить.

 

3.Реальные и мысленные эксперименты

 

По характеру объекта  исследования различаются реальные и мысленные эксперименты.

 Если в реальном  эксперименте объяснительные гипотезы  проверяются путем планомерного  управления условиями социальной  деятельности, то в мыслительном  эксперименте проверке гипотез  подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования - целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.

Эксперименты по специфике  поставленной задачи

 Научные  и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.

 Проективные  и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

 Одно и многофакторные эксперименты.

В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

 

4.Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации

 

По характеру экспериментальной  ситуации следует, прежде всего, различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты.

 На результаты неконтролируемых  экспериментов оказывают существенное  влияние вне экспериментальные  факторы, характер и степень  влияния которых неизвестны, часто  остается неизвестной и сама  природа этих факторов.

 При контролируемом  эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и не экспериментальных переменных. (подобный эксперимент в социологии практически невозможен).

Информация о работе Эксперемент и его разновидности