Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:58, реферат
Готовность ребенка к  школьному обучению определяется системным  обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и  мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического  развития;
2) наличия необходимых  навыков и умений;
3) состояния мотивационного  отношения к школьному обучению.
ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.
Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:
Максимальное число баллов – 15.
Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания …………….
Детское учреждение
Дата
№ карты  | 
  Обобщение по существенному признаку  | 
  Употребление обобщающего слова  | 
I карта  | 
  ||
II карта  | 
  ||
III карта  | 
  ||
IV карта  | 
  ||
V карта  | 
  ||
Сумма баллов  | 
  
Итоговая оценка в баллах: 
______________________________
Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____
(нужное обвести кружком)
МЕТОДИКА 1.3
ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ
(по Й. Ерасеку)
НАЗНАЧЕНИЕ: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.
ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ: I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Нужно обвести кружком, число
Баллов вынести в правую колонку
Вопросы  | 
  Правильный ответ  | 
  Неправильный ответ  | 
  Другие ответы  | 
  Баллы  | |
1.  | 
  Какое животное больше: лошадь или собака?  | 
  0  | 
  - 5  | 
  ||
2.  | 
  Утром мы завтракаем, а днем?  | 
  0  | 
  - 3  | 
  ||
3.  | 
  Днем светло, а ночью?  | 
  0  | 
  - 4  | 
  ||
4.  | 
  Небо голубое, а трава?  | 
  0  | 
  - 4  | 
  ||
5.  | 
  Яблоки, груши, сливы, персики – это что?  | 
  + 1  | 
  - 1  | 
  ||
6.  | 
  Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?  | 
  Города +1  | 
  - 1  | 
  Станции 0  | 
  |
7.  | 
  Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…  | 
  Спорт, физкультура +3  | 
  0  | 
  Игры, упраж. +2  | 
  |
8.  | 
  Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?  | 
  Щенок, жеребенок +4  | 
  - 1  | 
  Кто-то один щенок или жеребенок 0  | 
  |
9.  | 
  Почему у всех автомобилей тормоза?  | 
  2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1  | 
  - 1  | 
  Названа одна причина  | 
  |
10.  | 
  Чем похожи друг на друга молоток и топор?  | 
  2 общих признака +3  | 
  0  | 
  Назван один признак +2  | 
  |
11.  | 
  Чем различаются гвоздь и винт?  | 
  У винта нарезка +3  | 
  0  | 
  Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2  | 
  |
12.  | 
  Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?  | 
  На кошку (с выделением признаков подобия) 0  | 
  На курицу - 3  | 
  На кошку (без выделения признаков подобия) – 1  | 
  |
13.  | 
  Чем похожи друг на друга белка и кошка?  | 
  2 признака +3  | 
  0  | 
  1 признак +2  | 
  |
14.  | 
  Какие ты знаешь транспортные средства?  | 
  3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4  | 
  Ничего не названо или неправильно 0  | 
  3 наземных средства +2  | 
  |
15.  | 
  Чем отличается молодой человек от старого?  | 
  3 признака +4  | 
  0  | 
  1-2 признака +2  | 
  |
ИТОГО:  | 
  
ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия Уровень выполнения
Возраст задания …………….
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 1.4
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития критичности познавательной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд рассматривает картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).
ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу выставляется один балл.
ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни критичности мышления:
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания …………….
Детское учреждение
Группа
Дата
С И Т У А Ц И И  | 
  Б А Л Л Ы  | 
1. Луна и солнце одновременно  | 
  |
2. На березе еловые иголки.  | 
  |
3. На березе растут арбузы.  | 
  |
4. У вороны 4 ноги.  | 
  |
5. Бабушка гладит чайником.  | 
  |
6. Штепсель воткнут в березу.  | 
  |
7. У велосипеда квадратные колеса.  | 
  |
8. Голова, руки мальчика направлены вперед, а ноги назад.  | 
  |
9. Рыба удит рыбу.  | 
  |
10. Утюг плавает.  | 
  
МЕТОДИКА 1.5
СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.
ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ
I уровень - разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий.
II уровень - сделал одну поправку.
III уровень - сделал 2 поправки.
IV уровень - сделал одну ошибку.
V уровень - разложил картинки 
без установления логической 
последовательности или 
Далее ребенку предлагается 
составить рассказ по картинкам, 
разложенным с соблюдением 
В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА
I уровень - полное связное описание событий в рассказе.
II уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе.
III уровень - недостаточно 
полное, но связное описание в 
рассказе или неправильные 
IV уровень - перечисление предметов, действий, качеств.
V уровень - перечисление предметов.
ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета и уровни описания средствами речи соотносятся:
а) совпадают;
б) не совпадают.
В случае несовпадения уровней их номера складываются и делятся пополам, например: деятельность ребенка по установлению причинно-следственных связей (складывание картинок в логической последовательности) оценена как деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II уровня, значит, ребенок находится на промежуточном уровне 1,5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или совпадает, или отстает). Далее намечается наличие - отсутствие нарушения речи ребенка.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
Уровни понимания (вносится в общий протокол)  | 
  Уровни развития устной связной речи  | 
I  | 
  I  | 
II  | 
  II  | 
III  | 
  III  | 
IV  | 
  IV  | 
V  | 
  V  | 
УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Заключение о состоянии речи
- Нарушения звукопроизношения есть нет
- Ринолалия есть нет
- Заикание есть нет
- Нарушение темпа речи и ритма есть нет
- Общее недоразвитие речи есть нет
(нужное подчеркнуть)
Рекомендована консультация
логопеда да нет
(нужное подчеркнуть)
ПАМЯТЬ
МЕТОДИКА 2.1
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ЦЕЛЬ: определение объема непроизвольного зрительного запоминания.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.
1. Рыба 6. Санки
2. Ведро 7. Елка
3. Кукла 8. Чашка
4. Молоток 9. Часы
5. Портфель 10. Телевизор
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и выбирает стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было нарисовано на картинке. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.
ОБРАБОТКА: за каждое правильное воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
I уровень - 10 правильных названий (10 баллов)
II уровень - 9-8
III уровень - 7-6
IV уровень - 5-4
V уровень - 3 и менее
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 2.2
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ЦЕЛЬ: определение объема произвольного зрительного запоминания
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек
1. Мяч 6. Шапка
2. Яблоко 7. Матрешка
3. Гриб 8. Цыпленок
4. Морковь 9. Мак
5. Бабочка 10. Грузовик
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, т.е. назвать изображенные предметы.
Порядок воспроизведения 
не имеет принципиального 
ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
I уровень - 10 правильных названий (баллов)
II уровень - 9,8
III уровень - 7,6
IV уровень - 5,4
V уровень - 3 и менее
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
Правильно воспроизведенные названия обвести кружками.
Уровни  | |
1. Мяч  | 
  I - 10  | 
2. Яблоко  | 
  II - 9,8  | 
3. Гриб  | 
  III - 7,6  | 
4. Морковка  | 
  IV - 5,4  | 
5. Бабочка  | 
  V - 3 и менее  | 
6. Шапка  | 
  |
7. Матрешка  | 
  |
8. Цыпленок  | 
  |
9. Мак  | 
  |
10. Грузовик  | 
  
Информация о работе Готовность ребенка к школьному образованию