Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:31, дипломная работа
Цель: изучение специфики коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обоснование на этой основе путей и методов формирования у них основных компонентов деятельности общения, выявление реальных условий его оптимизации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса формирования навыков общения у детей с ОНР
2. Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и обосновать на этой основе методические рекомендации, необходимые для совершенствования работы с данной категорией детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………31.
Проблема формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи в научно методической литературе ………………………………………………………………………………………..5
2. Предлагаемые методики для формирования навыков общения у детей с ОНР…………………………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………......................21
Огромное значение в коррекционной работе над формированием навыков общения у детей с ОНР имеют несколько факторов:
* коррекционное воздействие должно быть комплексным, с опорой на ведущий вид деятельности, специфические особенности детей данной категории, возрастные особенности и, конечно, оно должно решать задачи коммуникативного развития;
*развитие навыков общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и дома, в семье;
* характер общения дошкольников между собой определяет общение между ребенком, семьей и воспитателями;
*немаловажную роль играет взаимодействие педагога с детьми, стиль их общения, профессиональные навыки специалиста, отношение его к своей деятельности.
В работе также раскрыты пути формирования коммуникативной сферы у детей с ОНР. Они дифференцированы на те, которые направлены на формирование невербальных и вербальных средств общения. Учитывая то, что у дошкольников ведущая деятельность – игровая, все задания и упражнения проводятся в игровой форме.
Полученные данные свидетельствуют о том, что, во-первых, педагогическая деятельность в данном направлении – обязательна, во-вторых, при учете специфических особенностей данных детей можно организовать систему воздействия, которая значительно улучшит развитие не только коммуникативной сферы этих детей, но и психической и личностной сфер в целом.
Список использованных
1. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994.
2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
3. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2006. - №3. - С. 36-38.
4. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2006. - №2. С. 22-37.
5. Дубова Н.В. Роль общения для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. - 2006. - №4. - С. 52-54.
6. Июдина Л.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - №3. - С. 44-50.
7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
8. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР. - СПб. - 2006.
9. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980.
10. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - 2007. - №5. - С. 23-28.
11. Леханова О.Л. Как понять себя и другого?: работаем со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - С. 100-105.
12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.
13. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.
Информация о работе Формирование навыков общения у детей с общим недоразвитием речи