Человек, индивид, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Содержание работы

Содержание.
Введение………………………………………………………………………… 3
Охарактеризовать понятие “ эмоции” и “чувства”………………………… 3
Проанализировать понятия “эмоциональное состояние”…………………. 11
Соотнести понятия и их определения: …………………………………… 13
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс;
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.
Заключение ……………………………………………………………………… 13
Список используемой литературы ……………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Психология и педогогика кр.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАЙОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По предмету: Психология и педагогика

На тему: “Человек”, “Индивид”, “Личность”

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

                                                                                       Выполнил: студент ФНО 3- го потока                                  

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Уфа 2011

 

Содержание.

   Введение…………………………………………………………………………        3

  1. Охарактеризовать понятие “ эмоции” и “чувства”…………………………         3
  2. Проанализировать понятия “эмоциональное состояние”………………….         11
  3. Соотнести понятия и их определения:   ……………………………………         13

     а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;

     б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;

     в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

     г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

     1) стресс;

     2) фрустрация;

      3) аффект;

      4) эмпатия.

   Заключение ………………………………………………………………………       13

   Список используемой  литературы  …………………………………………….       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Задумываясь об эмоциях  и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным  на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без  эмоций, без чувств.

Недаром издавна возникло представление о трехчленной  структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу» и т.д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается — зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

  1. Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.(1)

          Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к

 

(1) - Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под. ред.Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

 

содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность  или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе.(1)

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и  чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая  деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних  и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Своеобразие эмоций и  чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение  к предмету потребности. В этом проявляется  личностное отношение человека к  действительности.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

 

(1) - Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под. ред.Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

 

Мир чувств и эмоций очень  сложен и многообразен. Тонкость его  организации и 

 многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.(2)

 Сигнальная функция  чувств выражается в том, что  переживания возникают и изменяются  в связи с происходящими изменениями  в окружающей среде или в  организме человека.

 Регулирующая функция  чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И,

 

 

(2) -  Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов).

 

наоборот, «реабилитировать»  в своих глазах человека, который  почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».(2)

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации  информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным»

 

(2) - Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов).

ресурсом для решения  задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего

дефицит информации, объясняет  гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных  эмоций усиливает потребности, а  отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается  в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Регулятивные механизмы  эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.

 Исследования психофизиологии  эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде . 

 

 

 

 

 

(2) - Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов).

случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

 Эмоции и чувства  человека сопровождаются выразительными  движениями: мимическими (движения  мышц лица), пантомимическими (движения  мышц тела, жесты). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

 Голосовая и мимическая  сигнализация настраивают на  определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления- тончайший инструмент общения.

Информация о работе Человек, индивид, личность