Бизнес-план психологической службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности психологической службы.
1.1.Основные направления деятельности психологической службы…………4
Глава 2. Перспективное планирование.
2.1.Перспективное планирование……………………………………………….7
Глава 3 . Психологическая служба на предприятии.
3.1. Цели и задачи психологической службы на предприятии………………..9
3.2. Содержание работы психологической службы предприятия……………11
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Курсовая по орг.психологии.docx

— 59.60 Кб (Скачать файл)

Психологическая служба предприятия  подчиняется непосредственно руководителю предприятия, который осуществляет организационное и методическое руководство этой службой.

К задачам психологической  службы относится:

- организация и осуществление  мероприятий, направленных на  профессиональный и психологический  отбор кадров в системе энергоснабжения;

- разработка инструктивно-методических  документов, регламентирующих использование  психологических факторов при  организации управления деятельностью  коллектива;

- разработка алгоритмов, планов и сценариев решения  управленческих проблем и организации  различных видов делового общения;

- разработка рекомендаций  по устранению или сведению  к минимуму негативных явлений,  вызванных реализацией всевозможных  инноваций;

- разработка кодекса поведения  работников фирмы реализация  его и других мероприятий, направленных  на гармонизацию отношений в  коллективе;

- разработка и внедрение  системы психологического обеспечения  делового партнерства и сотрудничества, осуществляемого фирмой с внешними  организациями;

- психологический анализ  последствий принимаемых административно-управленческих  решений;

- консультирование работников  фирмы и структурных подразделений  по вопросам организации деловых  приемов, презентаций, пресс-конференций,  выставок и ярмарок, оформления  интерьеров и витрин с точки  зрения их психологического воздействия;

- разработка системы бесконфликтного  разрешения спорных вопросов  внутри коллектива, с деловыми  партнерами фирмы и сторонними  организациями с учетом интересов  каждой из сторон.

Конкретный объем работы психологической службы определяется в плане работы. Основная задача планирования - получение максимального  количества достоверной информации при минимальном уровне затрат трудовых и материальных ресурсов. Планирование работы начинается с подготовительного  периода. В него входят:

- изучение специфики деятельности  предприятия (организации);

- изучение общей социально-психологической  обстановки на предприятии (в  организации);

выделение «проблемных зон», работа в которых является первоочередной;

- разработка норм и  критериев соответствия профессиональным  требованиям различных категорий  работников.

После этого, исходя из имеющихся  трудовых, временных и материальных ресурсов, производится планирование мероприятий, необходимых в «проблемных  зонах», а также профилактической и просветительской работы. Планирование - это разработка общего плана действий исходя из требуемых и реально  существующих ресурсов (людских, материальных, технических и т. п.). Подготовка к  работе включает в себя:

- подбор методик или  конструирование анкеты и ее  апробация;

- размножение (при необходимости)  стимульного материала и бланков;

- уточнение с непосредственными  участниками и (или) их руководством  места и времени работы.

Основная работа при диагностике  состоит из следующих разделов:

- инструктаж и раздача  бланков или проведение собеседования;

- наблюдение за испытуемыми  в процессе тестирования (в случае  диагностической беседы - фиксация  результатов по ее окончании);

- обработка результатов;

- анализ результатов;

- составление заключения.

Основная работа при коррекции  и обучении состоит из тех же разделов, что и при диагностике, меняется только их содержание.

Годовой план работы составляется руководителем психологической  службы и утверждается заместителем генерального директора (директором) по персоналу.

Составление Плана работы психологической службы представлен в Приложении 1.

  3.2 Содержание работы психологической службы предприятия.

Психологи исследуемого предприятия  выделяют три основных аспекта трудовой деятельности, требующие их вмешательства. Эти аспекты работы психолога  предприятия связаны с решением следующих задач:

1) психологического отбора  кандидатов на трудоустройство; 

2) психологического сопровождения  карьеры персонала; 

3) психологической оценки  сотрудников предприятия.

Психологический отбор кандидатов при трудоустройстве имеет своей  целью получение информации о  психологических особенностях претендентов и позволяют сделать заключение о степени ценности данного специалиста  в данной организации или в  различных профессиональных областях. Для этой цели проводится первичный  отбор кандидатов.

В ходе работы, в которой  участвуют сотрудники кадровых служб, оцениваются резюме, рекомендации претендентов, заполняются различные формализованные  анкеты. Все это позволяет сформировать так называемый банк данных, в котором  содержатся сведения о специалистах, чьи знания и опыт работы могут  быть полезны предприятию в будущем. Такой подход позволяет быстро найти  необходимые замены в случае кадровых перестановок, экономя деньги, не прибегать к услугам кадровых агентств.

Далее кандидат проходит процедуру  психологического тестирования с целью  получения информации о качествах, существенно обусловливающих поведение  человека и его профессиональную эффективность в организации.

Используются и критериально-ориентированные  тесты, регистрирующие наличный уровень  развития каких-либо характеристик, навыков, определяющих готовность человека к  деятельности, которой он собирается заниматься, а также тесты для  выделения у претендента сензитивных  и «критических, запретных» сфер, видов  деятельности.

В качестве необходимых критериев  могут выделяться следующие: интеллект, эмоциональная устойчивость, адаптивные свойства, нормативность поведения, отношение к себе, общая установка  на людей, лидерские тенденции, конфликтность, контактность, способность работать в команде, уровень лояльности по отношению к организации, уровень  интернальности (т.е. уровень субъективного  контроля человека над значимыми  для него событиями в различных  областях социальной жизни: производстве, семье, межличностных взаимодействующих).

По результатам исследования составляется заключение, в котором  представляется интерпретация полученных данных. Описывается степень соответствия кандидата на трудоустройство требованиям  профессии; насколько психологические  особенности претендента отвечают требованиям подразделения организации  и подходит ли он к работающей команде. Заключение должно носить рекомендательный характер. Решение о приеме остается за руководителем предприятия.

Задача психологического сопровождения карьеры персонала  включает три направления работы психолога предприятия: исследовательское, коррекционное и просветительское.

Исследовательская работа проводится в соответствии с социальным заказом  администрации предприятия.

Коррекционный блок работы состоит в развертывании программ поддержки сотрудников предприятия. Эти программы применяются для  предотвращения последствий стрессов, вызываемых различными производственными  причинами:

- разработка и реализация  адаптационной программы для  ускорения процесса привыкания  вновь принятых работников к  новым условиям деятельности  и к коллективу;

- групповые и индивидуальные  занятия по оптимизации социально-психологической  атмосферы на предприятии;

- индивидуальное сопровождение  карьеры сотрудника;

- мониторинг процесса  организационного развития (способность  организации становиться самообновляющейся  системой, изменяющейся в зависимости  от изменения ее целей, условий  рынка).

Целью коррекционных мероприятий  является развитие и повышение способностей сотрудников. Так, абсолютно все  молодые специалисты, пришедшие  на работу, участвуют в специальной  адаптационной программе «Три горизонта». Программа длится три года и разделена  на три взаимосвязанных уровня, или  «горизонта»: «Я и моя компания», «Я и моя профессия», «Я и моя  карьера». В рамках этих направлений  проводится обучение, идет воспитание лидерских качеств. Молодые специалисты  участвуют в тренингах, конференциях выполняют проектные работы под  руководством наставников.

В рамках просветительского  направления ведется лекционная и семинарская работа по информированию о психологических факторах, влияющих на повышение эффективности трудовой деятельности.

Методами реализации программ служат занятия по релаксации, обучение способам эмоциональной разгрузки, тренинги, индивидуальные консультации.

Следующая задача психологической  службы предприятия - оценка персонала. Функциями психолога в этом направлении  могут быть:

- участие в оценочных  процедурах сотрудников при повышении  их категории, переводе на другую  должность, при определении степени  соответствия психологических особенностей  и способностей специалистов  требованиям новой должности  или новым условиям работы;

- участие в создании  банка специалистов, претендующих  на карьерный рост.

Иными словами, психолог на предприятии выступает как социальный инженер:

- принимает участие в  проектировании систем организации  труда на предприятии, организации  рабочих мест с учетом эргономических  требований;

- принимает участие в  совершенствовании системы материального  и морального стимулирования;

- принимает участие в  разработке методов управления  кадрами и социальным развитием  предприятия. 

А также психолог выступает  в качестве организационных консультантов (консультанты по управлению, по развитию организации), кадровых консультантов, менеджеров по подбору персонала, тренинг-менеджеров (занимаются профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации).

Должностные обязанности  психолога на предприятии определены в «Квалификационном справочнике  должностей служащих». Они включают:

1) изучение психологических  особенностей трудовой деятельности  работников предприятия в целях  создания благоприятных условий  труда и повышения его эффективности;

2) проведение совместно  с физиологом индивидуальных  обследований рабочих и служащих  различных профессий и специальностей, связанных с проверкой психофизиологических  условий труда, экспериментами  по определению влияния условий  труда на психику человека, анализом  трудовых процессов и психологического  состояния человека во время  работы;

3) разработку детальных  психологических характеристик  работников различных профессий  и должностей, определяемых влиянием  производственной сферы на нервно-психическое  напряжение работающего;

4) разработку (на базе  анализа психофизиологических особенностей  трудовой деятельности) рекомендаций  и предложений, способствующих  совершенствованию трудовых процессов,  установлению рациональных режимов  труда и отдыха, улучшению условий  труда и повышению работоспособности  человека.

Таким образом, в психологическом  обеспечении делового взаимодействия на предприятии создание специальной  психологической службы играет важную роль.

Эффективность ее работы зависит  от правильного уяснения специалистами  этой службы - психологами - своих целей, задач, функций, конкретизируя приведенные  типовые положения применительно  к специфике собственной фирмы.

Деятельность психолога  направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности  продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема  и уважаема на рынке. От квалификации и опыта психологов зависит успех  этой службы и компании в целом. А  наличие должности психолога  говорит о развитом, современном  предприятии, ориентированном на введение новшеств, заботе о сотрудниках, ориентации на современные методы работы, адекватном восприятии рынка труда.

И хотя психологическая служба была введена в деятельность предприятия  не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности.

Заключение

 

За время прохождения  учебно-ознакомительной практики мною выполнялась работа помощника психолога  для овладения практическими  знаниями и методической подготовкой  с учетом этических норм (не допуская предвзятости к консультируемым) и  правил работы. Я выяснила, что целью создания психологической службы на предприятии является психологическое обеспечение реализации как кадровой, так и общей политики предприятия.

Профессиональные умения, необходимые для эффективной  деятельности психолога предприятия, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций  и обязанностей. Основными задачами его являются:

- проведение профессионально-психологического  отбора кандидатов на работу;

- работа по оценке и  аттестации персонала, участие  в расстановке кадров в соответствии  с индивидуально-психологическими  особенностями работников;

- обучение персонала основам  психологических знаний.

Мне понравилась работа психолога, ее профессионализм, тактичность и  ответственность, достоверно оценивая ситуацию, сопоставляя факты и  заключения других специалистов, уверенно дает конкретные рекомендации. Наблюдая за беседой психолога, я училась  вести диалог, примечая последовательность вопросов, делала заметки об интонации  психолога, формировала навыки наблюдения. Училась анализировать ситуацию с целью выяснения индивидуально-психологических  особенностей личности, включалась в  работу психолога. Убедилась, что наблюдение один из важнейших методов исследования. Кроме того, для успешной организации  и проведения психологических наблюдений необходимо следовать плану и  программе исследования. В дальнейшем, с целью профессионального совершенствования  мне необходимо овладеть навыками планирования своей деятельности, научиться уточнять неясности, задавать встречные вопросы, овладеть беседой, проводить психологические  тренинги.

Информация о работе Бизнес-план психологической службы на предприятии