Бизнес-план психологической службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности психологической службы.
1.1.Основные направления деятельности психологической службы…………4
Глава 2. Перспективное планирование.
2.1.Перспективное планирование……………………………………………….7
Глава 3 . Психологическая служба на предприятии.
3.1. Цели и задачи психологической службы на предприятии………………..9
3.2. Содержание работы психологической службы предприятия……………11
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Курсовая по орг.психологии.docx

— 59.60 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Бизнес-план психологической службы на предприятии.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Ковтун Альбина  Викторовна

3 курс,38 группа.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………….3

    Глава 1. Основные направления деятельности психологической службы.

1.1.Основные направления деятельности психологической службы…………4

    Глава 2. Перспективное планирование.

2.1.Перспективное планирование……………………………………………….7

    Глава3 . Психологическая служба на предприятии.

3.1. Цели и задачи психологической службы на предприятии………………..9

3.2. Содержание работы психологической службы предприятия……………11

     Заключение……………………………………………………………………15

     Список использованных источников……………………………………….16

     Приложение…………………………………………………………………...17

Введение

  В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая  служба представляет собой психологическое  обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу  психологических услуг.       Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

 
Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных  учреждений, создаваемых в различных  социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную  психологическую помощь нуждающимся  в ней людям. 
Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. 
Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи. 
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Глава 1. Основные направления деятельности психологической службы.

1.1.Основные направления  деятельности психологической службы.

Можно выделить следующие  основные направления деятельности психологической службы:

Диагностика.

Диагностика - позволяет выявить особенности поведения и психического состояния учащихся с целью определения дальнейших путей и форм помощи. Диагностика должна носить системный, комплексный характер, т. е. должна охватывать все сферы личности: эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую, действенно-практическую. При подборе методов исследования важно учитывать, что обследование подростков, особенно склонных к девиантным формам поведения, имеет ряд особенностей: оно должно быть по возможности кратким, не вызывать отрицательных реакций у подростков и в то же время - максимально информативным.

Развитие и коррекция.

Развитие - работа, направленная на создание условий развития учащихся.

Коррекция - работа, направленная на изменение подростка (например, способов его поведения) и решение конкретных проблем.

В рамках данного направления  выделяются следующие формы работы: тренинг, коррекционные и развивающие  занятия, обучающие встречи и  т. д.

Коррекционно-развивающие  занятия направлены на развитие общих  познавательных процессов учащихся.

Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.

Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей (тренинг общения); помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы (тренинг личностного роста). Дает возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с члена группы.

Профилактика.

Профилактика - целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков группы риска. Психопрофилактическая работа осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и принятия решения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними в форме психологических тренингов и уроков по психологии. Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания учащихся (участие в составлении расписания уроков, режима работы училища, производственной практики и т. д.), создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.

Просвещение.

Просвещение - формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры. Это весьма распространенное и популярное направление работы (охват значительной аудитории, возможность освещения назревшей проблемы). Однако следует отметить среди недостатков этой работы пассивную позицию слушателей и как результат лишь теоретическое усвоение полученной информации, она не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Кроме того, следует помнить, что эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекция, семинар, беседа, диспут, тематические выставки, родительские клубы, психологическая газета и т. д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста и особенностями аудитории.

Консультирование.

Консультирование - позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В то же время в отличие от просвещения в результате консультации решается конкретная проблема, причем не только на уровне полученного знания (разрабатывается конкретная индивидуальная программа действий). Здесь предполагается активная позиция консультируемого.

В рамках данного направления  можно рассматривать:

  1. педагогическое консультирование;
  2. консультирование учащихся;
  3. консультирование родителей.

Следует подчеркнуть, что  данное направление работы также  осуществляется не только психологами. Консультации по социальным вопросам осуществляет также социальный педагог, мастер; медицинские вопросы курирует медицинский работник училища.

Основные ориентиры  формирования и развития концепции  деятельности психолога задаются этическими нормами и профессиональными  принципами. Необходимо отметить, что  попытки сформировать эти принципы неоднократно осуществлялись в отечественной  психологии. Можно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской и др.

Основными нормами  можно назвать следующие:

  1. уважение фундаментальных прав и достоинств человека, в том числе право на конфиденциальность, самоопределение и автономию;
  2. забота о благополучии клиента («Не навреди!»);
  3. компетентность;
  4. честность и ответственность.

Соблюдение вышеперечисленных  принципов позволит предотвратить  возможные проблемы в профессиональной деятельности психолога и в значительной степени облегчит принятие решений  в случае возникновения этически противоречивых ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

2.1.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Деятельность педагога-психолога  в детском саду начинается с составления  списков детей по возрастным группам[1]. В дальнейшем при проведении различных видов работы с детьми будут учитываться показатели их физического здоровья. В форму списка вносятся графы «группа здоровья» и «медицинские показатели». Если дошкольник имеет II и выше группу здоровья, то отмечается, у какого врача наблюдается (состоит на учете).

Эти данные необходимы для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, а также при подборе  игрового и дидактического материала. Например, для ребенка, наблюдающегося у окулиста, индивидуально подбирается  наглядный материал. Психологическая  работа с детьми, имеющими II (подготовительную), III и выше группы здоровья, может  осуществляться только после консультации с врачом. Для педагога-психолога, работающего в детском саду компенсирующего  вида, необходимо постоянно консультироваться  с профильными специалистами - логопедом, дефектологом и т. д.

Следующим этапом работы является проведение бесед с воспитателями по особенностям развития дошкольников. Определить «проблемные зоны» помогает таблица, составленная на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.

Оценка признака развития (поведения) вносится в анкету каждого ребенка  воспитателями после совместного  обсуждения. Если технически невозможно подготовить индивидуальные анкеты, то психолог записывает отмеченные педагогом  характеристики в процессе беседы[2].

Большое количество баллов (свыше 6-8 по каждой группе) указывает на «проблемную» зону в развитии ребенка. Качественный анализ проведенного опроса позволяет  наметить основные направления развивающе-коррекционной  работы, определить семьи «группы  риска».

Такой вид работы проводится после 4-5 недель пребывания ребенка в детском  саду, когда острый период адаптации  прошел и в поведении дошкольника  можно отметить более или менее  постоянные признаки. Повторно проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.

Педагог-психолог, работающий в данном учреждении более одного года, составляет в конце учебного года аналитический  отчет, в котором указывает результаты работы и планирует приоритетные направления деятельности на будущий  год.

На основании полученных данных о дошкольниках педагог-психолог составляет перспективный план работы. Приоритетные направления поддерживают основные задачи детского сада и определяются по анализу данных, полученных в  ходе наблюдения, бесед с воспитателями  и т. д.

Перспективный план работы утверждается заведующей учреждением.

Форма перспективного плана

При написании перспективного плана  педагог-психолог использует форму  записи, принятую в его регионе. В  плане должны быть отражены следующие  параметры.

Основные направления деятельности педагога-психолога:  

психопрофилактическая работа 

психодиагностическая работа  

развивающая и сопровождающая работа   

консультативная работа

Виды деятельности, то есть конкретные мероприятия, с помощью которых решаются поставленные задачи.

Объект деятельности – это те, с кем проводится данный вид работы, т. е. дети, педагоги, родители и т. д.

Глава 3. Психологическая служба на предприятии.

3.1 Цели и задачи психологической службы на предприятии

Для решения проблем психологического характера, возникающих в деятельности компании на ОАО «ФСК ЕЭС» создана  психологическая служба. В штат кадровой службы «ПС Камала-1» Красноярского  ПМЭС, филиала ОАО «ФСК ЕЭС» также  входят специалисты в области  психологии труда той сферы, в  которой осуществляет свою деятельность эта организация.

Психологическая служба представляет собой специализированное подразделение  в структуре предприятия, предназначенное  для проведения практической психологической  работы, использующее психологические  методы в работе, на основе которых  осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие.

Ее целью является разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих использование социально-психологических  факторов повышения эффективности  организационного управления коллективом.

Психологическая служба строит свою работу, руководствуясь следующими принципами:

прозрачности –  необходимо информировать кандидатов о тестах и методиках, которые  будут использованы по отношению  к ним;

- компетентности  – интерпретация результатов  должна быть адекватна тестам;

- обратной связи  – обязательное объявление итогов  испытуемым;

- конфиденциальности  – сохранение профессиональной  тайны.

Штатные психологи следят как за жизнедеятельностью предприятия, так и учитывают факторы, влияющие на трудовую активность работников, и  стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное.

Информация о работе Бизнес-план психологической службы на предприятии