Анализ воспитательного процесса в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение традиционного воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
– осветить роль семьи в воспитании ребенка;
– рассмотреть основные аспекты традиционного воспитания;
– проанализировать воспитательный процесс в современных семьях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект традиционного воспитания в семье………….6
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………………6
1.2. Понятие и сущность традиционного воспитания………………….12
2. Анализ воспитательного процесса в современной семье …………...17
2.1. Методика выявления особенностей традиционного воспитания
в современной семье……………………………………………………...17
2. Обработка результатов исследования………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Особенности традиционного воспитания в современной семье.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

В окончание исследования была проведена беседа с родителями, с участием, по возможности, старших представителей семьи (бабушек-дедушек).

Так, на поставленные вопросы были получены следующие ответы:

1. Каким Вы хотите увидеть  своего ребенка, когда он вырастет? – Добрым, честным, справедливым, удачливым, самодостаточным. Таким ответы были даны всеми семьями, участвующими в исследовании.

2. Что Вы для этого делаете? – на этот вопрос были даны ответы некорректные: «душу вкладываю», «деньги зарабатываю», «человека из него делаю» и т.д. Всего два ответа из группы СР: «Стараюсь не подавать плохой пример», «Стараюсь стать образцом для подражания».

3. Вам интересно общаться с  Вашим ребенком? – Все полученные ответы можно отнести к двум категориям:

1) очень интересно, он такой же  мудрый, как и взрослые люди, просто  меньше знает;

2) ещё не о чем с ним разговаривать.

4. Вы верите своему ребенку? – На этот вопрос был дан единогласный ответ – да.

Результаты анкетирования и наблюдения сведены в таблицы в приложениях 4,5,6.

 

2. Обработка результатов  исследования

 

Исходя из полученных в процессе исследования ответов, можно сделать следующие качественные и количественные выводы.

На вопросы анкеты получены следующие результаты:

Ваш ребенок участвует в обсуждении домашних дел, семейных проблем? – положительно ответили 6 семей (60% от общего числа участников исследования), из них 5 (83%) – из группы СР, 1 – из группы ОР. Из чего можно сделать вывод, что семьи, где сохранена патриархальная структура, могут больше внимания уделять ребенку.

На вопрос «В Вашей семье заведено делать физзарядку? Вместе с ребенком?» получено всего 2 положительных ответа, по одному от каждой группы (соответственно 10% и 10% = 20%).

На вопрос «Вы посещаете театр, музеи, выставки вместе с ребенком?» группа СР дала 100%-ный положительный ответ, группа ОР – только один положительный ответ. Т.е. всего посещают учреждения культуры 60% семей, из них 83% СР и 17% ОР, что опять говорит о целесообразности традиционной патриархальной семьи, где проживает не одно поколение.

На вопросы:

Вы привлекаете ребенка для помощи по дому (саду, огороду)?

Вы беседуете с ребенком приватно, о его личных делах?

Вы рассказываете ребенку о том, что природу надо беречь?

Вы говорили ребенку что-нибудь о защите животных?

Вы ругаете Вашего ребенка за провинности?

Ваш ребенок откровенен с Вами?

Вам знакомо понятие «традиционное воспитание»

– положительный ответ дали все семьи, те. 100%.

Результаты наблюдения выделенных критериев коммуникативности в поведении ребенка следующие.

Не поздоровались первыми только два подростка из группы ОР, остальные дети (младше по возрасту) радостно, приветливо здоровались первыми. Два ребенка группы ОР ответили на приветствие – сдержанно, но также приветливо.

Все дети установили визуальный контакт, открыто участвовали в беседе, не выказали стеснения в общении с незнакомым человеком. Только один ребенок из группы СР выказал затруднения в построении фразы; этот ребенок не посещает ДОУ, находится на домашнем воспитании под присмотром бабушки. Далее: все дети открыто говорили о своей семье, с искренним восхищением, с уверенностью, что их семья – самая лучшая. Негатива в процессе общения с детьми не возникло.

Таким образом, исходя из изложенного в данной главе работы материала можно сделать следующие краткие выводы.

Количественный и качественный результат исследования показал, что из 10-и выбранных семей, 5 из которых имеют традиционную патриархальную структуру, а 5 – живут отдельно, 60% привлекают ребенка к обсуждению домашних дел, проблем, и 83% из этого числа – семьи группы СР (100% положительный ответ). Аналогичный результат получен и на вопрос о посещении учреждений культуры. Полученные результаты показывают преимущество совместного проживания нескольких поколений семьи. На вопрос о физическом воспитании в семье положительно ответили по одному респонденту от каждой группы семей, из чего можно сделать вывод о недостаточной пропаганде здорового образа жизни, либо же о некомпетентности в данном вопросе выбранных семей.

На остальные вопросы анкеты семьи ответили одинаково, из чего можно сделать вывод, что элементы традиционного воспитания в современной семье присутствуют в большой степени, но произошло их некоторое видоизменение: большую часть времени с ребенком, очевидно, занимается старшее поколение (судя по количеству положительных ответов группы СР). Кроме того, на второй план ушла физическая подготовка, что можно объяснить тотальной компьютеризацией потребителя.

Наблюдение за детьми показало, что только два ребенка (более старшие по возрасту), оба из группы ОР, сдержанного ответили на приветствие. остальные дети приветливо и инициативно поздоровались. Все дети установили визуальный контакт, поддерживали беседу на разные темы. Только один ребенок из группы СР (5 лет) выказал затруднение в построении фразы. Ребенок находится на домашнем воспитании, не посещает ДОУ. Отсюда можно заключить, что общение со сверстниками для ребенка в таком возрасте важно, что оно расширяет кругозор, дает навыки коммуникации. Кроме того, профессиональный подход педагогов ДОУ вкупе с домашним воспитанием дает более эффектный результат в развитии ребенка.

Все дети открыто и положительно говорили о своей семье. Отсюда можно сделать вывод, что семейное воспитание, основанное на традиционных принципах, дает положительные результаты не только в воспитании социально-нравственных качеств ребенка, но и в плане его коммуникативных навыков.

 

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из изложенного в данной работе материала, можно сделать следующие выводы.

Роль семьи в воспитании ребенка неоценима, поскольку именно в ней имеют место такие позитивные условия, способствующие личностному формированию человека – члена социума, как генетическая и психологическая общность, родственные связи, семенные традиции, основанные на традициях своей нации, истории, страны.

В семье ребенок получает гармоничное воспитание, состоящее из следующих элементов: физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, семейное (как будущего семьянина). Все перечисленные элементы есть не что иное, как традиционное воспитательное наследие русской семьи, т.е. такое комплексное воспитание в семье с патриархальным укладом (главенство старших членов семьи), с разделением труда, забот на женские и мужские, с четко выраженным половым воспитанием мальчиков и девочек, с присущими полу качествами, навыками и умениями, – традиционное воспитание. Ребенок, выросший на традиционных устоях, более адаптивен к социуму, обладает коммуникативными навыками, а также навыками трудовыми, практическими, т.е. он вполне подготовлен к жизни в обществе. Следует отметить, что традиционное воспитание должно сочетаться со стилем воспитания, благоприятным для ребенка.

В современной семье традиционный уклад проживания видоизменился; во многих семьях работают и родители ребенка, и родители родителей; кроме того, зачастую родители родителей проживают отдельно и осуществляют воспитательный процесс ребенка эпизодически, забирая его к себе или приезжая к детям. Возродилась традиция приглашения нянь для присмотра за ребенком и его сопровождения в то время, когда его родители на работе. Все эти факторы обусловили особенности традиционного воспитания в семье.

Количественный и качественный результат исследования показал, что из 10-и выбранных семей, 5 из которых имеют традиционную патриархальную структуру, а 5 – живут отдельно, 60% привлекают ребенка к обсуждению домашних дел, проблем, и 83% из этого числа – семьи группы СР (100% положительный ответ). Аналогичный результат получен и на вопрос о посещении учреждений культуры. Полученные результаты показывают преимущество совместного проживания нескольких поколений семьи. На вопрос о физическом воспитании в семье положительно ответили по одному респонденту от каждой группы семей, из чего можно сделать вывод о недостаточной пропаганде здорового образа жизни, либо же о некомпетентности в данном вопросе выбранных семей.

На остальные вопросы анкеты семьи ответили одинаково, из чего можно сделать вывод, что элементы традиционного воспитания в современной семье присутствуют в большой степени, но произошло их некоторое видоизменение: большую часть времени с ребенком, очевидно, занимается старшее поколение (судя по количеству положительных ответов группы СР). Кроме того, на второй план ушла физическая подготовка, что можно объяснить тотальной компьютеризацией потребителя.

Наблюдение за детьми показало, что только два ребенка (более старшие по возрасту), оба из группы ОР, сдержанного ответили на приветствие. остальные дети приветливо и инициативно поздоровались. Все дети установили визуальный контакт, поддерживали беседу на разные темы. Только один ребенок из группы СР (5 лет) выказал затруднение в построении фразы. Ребенок находится на домашнем воспитании, не посещает ДОУ. Отсюда можно заключить, что общение со сверстниками для ребенка в таком возрасте важно, что оно расширяет кругозор, дает навыки коммуникации. Кроме того, профессиональный подход педагогов ДОУ вкупе с домашним воспитанием дает более эффектный результат в развитии ребенка.

Все дети открыто и положительно говорили о своей семье. Отсюда можно сделать вывод, что семейное воспитание, основанное на традиционных принципах, дает положительные результаты не только в воспитании социально-нравственных качеств ребенка, но и в плане его коммуникативных навыков.

 

Список литературы

 

  1. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства на пути к гармонии. ( О проблемах нац. образовательной политики)// Народное образование.
  2. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник.
  3. Макаренко А.С. Книга для родителей.
  4. Немов Р.С. Психология: Учебник.
  5. Островский Э.В., Чернышевский Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. М., 2005.
  6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Под ред. Е.Г. Силяевой. М.
  7. Социальная работа с семьей и детьми: Под ред. С.А. Васильевой, Е.А. Вороновой.

 

Приложение 1

Анкета для родителей

Вопрос

Варианты ответа

 

Да

Нет

Ваш ребенок участвует в обсуждении домашних дел, семейных проблем ?

   

Вы привлекаете ребенка для помощи по дому (саду, огороду)?

   

Вы беседуете с ребенком приватно, о его личных делах?

   

В Вашей семье заведено делать физзарядку? Вместе с ребенком?

   

Вы посещаете театр, музеи, выставки вместе с ребенком?

   

Вы рассказываете ребенку о том, что природу надо беречь?

   

Вы говорили ребенку что-нибудь о защите животных?

   

Вы ругаете Вашего ребенка за провинности?

   

Ваш ребенок откровенен с Вами?

   

Вам знакомо понятие «традиционное воспитание»

   
 

Итого

   

 

 

Приложение 2

Критерии наблюдения за ребенком

1. Поздоровался первым.

2. Ответил на приветствие.

3. Установил визуальный контакт.

4. Не стесняется постороннего  человека, свободно общается.

5. Общение не вызывает негатива.

6. Приветливость.

7. Умение строить фразу.

8. Умение поддержать разговор  на разные темы.

9. Открытость в ответах о семье.

10. Форма ответа (позитивная, негативная).

 

Приложение 3

1. Каким Вы хотите увидеть  своего ребенка, когда он вырастет?

2. Что Вы для этого делаете?

3. Вам интересно общаться с  Вашим ребенком?

4. Вы верите своему ребенку?

 

Приложение 4

Варианты ответов родителей

 

 

Вопрос

СР

ОР

Итого

1

Ваш ребенок участвует в обсуждении домашних дел, семейных проблем?

д

д

д

д

д

н

н

н

д

н

6=5/1

2

Вы привлекаете ребенка для помощи по дому (саду, огороду)?

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

3

Вы беседуете с ребенком приватно, о его личных делах?

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

4

В Вашей семье заведено делать физзарядку? Вместе с ребенком?

н

н

н

н

д

н

н

н

н

д

2=1/1

5

Вы посещаете театр, музеи, выставки вместе с ребенком?

д

д

д

д

д

н

н

н

н

д

6=5/1

6

Вы рассказываете ребенку о том, что природу надо беречь?

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

7

Вы говорили ребенку что-нибудь о защите животных?

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

8

Вы ругаете Вашего ребенка за провинности?

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

9

Ваш ребенок откровенен с Вами?

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

10

Вам знакомо понятие «традиционное воспитание»

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

10=5/5

 

Итого

10

10

10

10

10

7

7

7

8

9

84=46/38

Информация о работе Анализ воспитательного процесса в современной семье